Не упустить момент

20 октября 2003, 00:00

Страховая компания "Югория" спешит обосноваться в самых привлекательных регионах России. О стратегии фирмы рассказывает ее генеральный директор Владимир Волков

- "Югория" - региональная страховая компания, и вдруг она начинает активно работать на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Согласитесь, это достаточно необычное явление для сегодняшней России.

- Нас больше всего удивляет реакция людей на избранную нами стратегию. Почему-то когда московская компания идет в регион, ничего странного в этом никто не видит. А когда региональная компания открывает филиалы в других регионах и городах, в том числе в таких крупных, как Москва или Санкт-Петербург, - все удивляются.

- Может быть потому, что за московским компаниями стоят либо очень серьезные деньги федерального бюджета, либо средства ведущих российских банков и компаний. А в регионах с деньгами сложнее. Но у вас вообще округ особый.

- Округ действительно особый, материально благополучный - все-таки второй бюджет после Москвы, это о многом говорит. Но сегодня и в других регионах жизнь начала меняться. В городах Урала, например, я вижу очень яркие примеры развития. Есть интересные бизнесмены, интересные коммерческие проекты, которые реализуются. Пусть речь пока идет о локальных проектах, но тем не менее они есть. И они по качеству ничуть не уступают тому, что делается в Москве. Конечно, капиталы сосредоточены сегодня в основном в столице, и только поэтому бытует мнение, что региональная компания не может работать за пределами своего региона.

- Но для того чтобы создавать филиальную сеть, нужны немалые деньги, а кроме того, страховой бизнес сегодня в России не очень сильно развит.

- Наша стратегия как раз и строится с учетом того, что рынок сегодня находится на подъеме - очевидно, что страховые компании в ближайшие годы будут развиваться достаточно динамично. Развитие страхового бизнеса подтолкнуло, например, принятие закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев, который, мы надеемся, не отменят в ближайшие месяцы. И мы сегодня идем в другие города, потому что там крупные рынки: в Москве очень большой рынок, в Санкт-Петербурге поменьше, конечно, но тоже весьма крупный.

- Но там уже есть страховщики.

- Да, там есть страховые компании, есть уже достаточно жесткая конкуренция среди страховщиков. Но тем не менее рынки все равно освоены не полностью, и я считаю, что места всем хватит.

- Вы надеетесь найти свою нишу на столичных рынках?

- На самом деле ниша сегодня одна для всех. Если говорить о том же рынке автострахования, то там понятно, что делать. И свободного места еще предостаточно. По последним оценкам, в стране только процентов десять транспортных средств застраховано. Остальные девяносто процентов - не застрахованы. Вот вам ниша.

Конечно, когда речь идет о крупных клиентах, то там приходится толкаться с другими страховыми компаниями, конкурировать. А если говорить о рынке физических лиц, среднего и малого бизнеса, то там можно всем развиваться и двигаться вперед. Другой вопрос, что там, естественно, выше затраты - надо тратить деньги и на рекламу, и на открытие дополнительных офисов, набор персонала и так далее. Но тем не менее этот рынок еще не занят, и как раз сюда пойдут компании. Плюс долгосрочные программы страхования, в первую очередь страхование жизни.

- Вы сами отметили, что экспансия требует значительных инвестиций. Поскольку вы государственная компания, то из каких средств финансируется ваша программа развития?

- Это частично собственные средства, частично - заемные. Но не бюджетные.

- Как организовано взаимодействие между региональным бюджетом и вашей компанией?

- Взаимодействия, вообще говоря, никакого нет. Компания учреждена правительством округа, и, по сути дела, уставный капитал сформирован за счет средств округа, за счет бюджетных средств. Вся дальнейшая работа компании происходит без участия бюджета. Для финансирования программы развития мы планируем привлечь кредит, и этот процесс у нас сегодня находится в завершающей стадии. "Югория" сегодня хорошо капитализирована, поэтому привлечь кредит в несколько сотен миллионов рублей для нас проблемы не представляет. Данный кредит позволит нам открыть филиалы и офисы в других городах, часть средств пойдет на финансирование рекламной кампании.

- Каковы ваши планы по развитию филиальной сети на ближайшую перспективу?

- Основные наши усилия сейчас будут направляться на укрепление тех филиалов, которые уже открыты в крупных городах. В первую очередь - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Кроме этого, открыты филиалы по всему Ханты-Мансийскому автономному округу, практически во всех муниципальных образованиях, за пределами региона - в Тюмени и Тюменской области, в Тобольске, Магнитогорске, в Краснодаре и Сочи. И еще порядка двадцати филиалов создано по Краснодарскому краю.

Открыть филиал страховой компании гораздо легче, чем, например, банка. Не требуется оборудовать кассовые узлы или что-то еще. Формально зарегистрировать филиал достаточно просто. Другой вопрос - как заставить его работать. Тут уже требуются определенные усилия. Надо подобрать команду специалистов, что сегодня является самой большой проблемой, каким-то образом позиционировать филиал на местном рынке, сделать его известным. Для этого требуются и серьезные рекламные затраты.

- Ваш округ - благодатный регион для страховщиков, поскольку доходы населения достаточно высоки. Много здесь работает страховых компаний кроме вашей?

- Действительно, здесь достаточно активно работают страховые компании, и их услуги востребованы. В этом смысле работать в регионе интересно. В самом Ханты-Мансийске действуют около сорока компаний и филиалов страховых фирм, в первую очередь московских и питерских. В Сургуте и Нижневартовске вообще рынок очень живой, конкурентный и сборы компаний там достаточно высоки.

- Вы на форуме активно выступали против допуска иностранных страховых фирм на российский рынок.

- Это позиция Всероссийского союза страховщиков, я просто озвучил ее как член президиума ВСС.

- А каково ваше личное отношение к этой проблеме?

- Абсолютно такое же. Я считаю, что есть угроза со стороны иностранцев в силу того, что вряд ли нам удастся сохранить национальный страховой рынок. Компании с национальным капиталом на страховом рынке, скорее всего, уступят место иностранным компаниям. А поскольку этот рынок очень перспективный, очень капиталоемкий, можно говорить о том, что его основные игроки через некоторое время будут играть заметную роль и в политической жизни страны. И если это будут иностранцы, Россия в некотором смысле попадет в зависимость от этих компаний и от людей, которые стоят за ними. В этом смысле, хоть это и громко звучит, можно говорить об угрозе национальной безопасности. Поэтому я считаю, что нет никакого резона сегодня открывать рынок.

У нас, разумеется, есть и свои коммерческие интересы, но в данном случае они, как мне кажется, не расходятся с интересами государства. Правда, похоже, что этот вопрос правительством уже решен не в нашу пользу, и все наши усилия пропали даром. Понятно, что, когда на переговорах по вступлению в ВТО встает вопрос - либо поднимать внутренние цены на газ, либо впускать на рынок западные страховые компании, выбор очевиден. Это вопросы несоизмеримые по важности. Мы это тоже понимаем.

- Каких результатов вы ожидаете от участия в Инвестиционном форуме?

- Конечно, в первую очередь это имиджевая вещь. Сегодня уже многие знают о том, что мы являемся генеральным спонсором этого форума. Кроме того, я предполагаю, что появятся какие-то новые контакты, новые деловые связи будут налажены. Собственно говоря, они уже появились, как всегда бывает на мероприятиях подобного масштаба.

- Благополучие всего вашего региона базируется на высоких ценах на нефть. Если упадут цены, ваша местная клиентура обеднеет. Что тогда будет с вашей стратегией?

- Во многом усилия, которые мы сегодня предпринимаем, направлены как раз на то, чтобы в меньшей степени зависеть от этой конъюнктуры, диверсифицировать клиентуру, риски, добавить устойчивости в работе. Расширяя присутствие на других рынках, мы пользуемся той благоприятной ситуацией, которая сегодня сложилась, для того, чтобы развиваться.