Удостоверение личности

Культура
Москва, 17.05.2004
«Эксперт» №18 (419)
V Фотобиеннале в Москве собрала много звезд. Звезды показали нам, как общество угнетает личность

Еще некоторое время назад в Москве трудно было найти зал, сплошь не завешанный фотографиями - 129 экспозиций V Фотобиеннале оккупировали едва ли не все выставочные площади. Здесь были все: знаменитости без срока давности вроде Уильяма Кляйна, радикалы вроде француженки Орлан, модные иранские кинематографисты вкупе с качественными музейными ретроспективами. Любой, кто вознамерился посетить все события выставочного марафона, рисковал душевным здоровьем - на второй день его начинали преследовать лица незнакомых людей с бесчисленных фотографий. Правда, увидев, какие метаморфозы претерпевает человеческое лицо в таком "документальном" искусстве, как фотография, начинаешь сомневаться: а правильно ли то, что в паспортах, правах и пропусках именно фото удостоверяет нашу личность?

Как гибрид гибриду

Одно из самых впечатляющих превращений, которое претерпело в фотографии человеческое естество, продемонстрировала эксцентричная французская знаменитость Орлан. Серия "Самогибридизации" - это ее автопортреты, обработанные в цифре. В результате обработки собственное лицо Орлан слилось с африканскими масками, а также всякими посторонними человеческой плоти предметами. Получилось что-то вроде документальных снимков биомеханоидов, существ наподобие оперной дивы из "Пятого элемента".

Выставка Орлан занятно рифмовалась с коллекцией портретов преступников из криминальной газетенки Petit Parisien. Нет, не в смысле нечеловеческого характера персонажей, а в смысле готовности сотворить с ними все, что угодно. Так, безвестные мастера фотоотдела Petit Parisien чрезвычайно увлекались ретушью. Мало было им в своих коллажах окружить жертву преступления хороводом из физиономий членов преступной банды (мол, не вырваться птичке) - они подрисовывали злодеям шрамы, фингалы и пластыри, заставляя их лица выглядеть еще "криминальнее".

Конечно, их ретушь, следы которой видно невооруженным глазом, - детский лепет в сравнении с цифровыми технологиями, которые позволяют Орлан сращивать свое лицо со всем, что ей вздумается, без швов и стыков. Но гибриды Орлан говорят не о возможностях современных технологий. Ее уроды, кажущиеся веселым издевательством, на самом деле - следующий этап в чреде превращений, которые учиняем мы сами с собой, заглатывая разные сжигатели жира, шейпингуя, перекрашивая все, что можно перекрасить. Мы боремся с биологией, а арена боев - наше тело. Кто видел саму Орлан, с наполовину черной, наполовину желтой шевелюрой, с пластиковыми "наростами" у висков, с очками в толстой красной оправе, напоминающими вросший в глаза бинокль, поймет, что сама она дальше других продвинулась на пути превращения в киборга. Ей и поднимать вопрос: "Кто мы?"

Человек угнетенный

Это "кто?" отчетливо читается едва ли не в каждой второй экспозиции - от работ знаменитостей до снимков никому не известных тружеников штатива и объектива. "Украинская сельская фотография из коллекции Николая Бабака" - уникальное собрание способов позировать. Украинские крестьяне позируют всерьез, не позволяя фотограф

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (419) 17 мая 2004
    Чечня
    Содержание:
    Войны не будет

    После гибели президента Чечни Ахмада Кадырова подлинную власть в республике олицетворяет только федеральный центр

    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Книги
    На улице Правды
    Реклама