Годный, но необученный*

Сегодня в российской экономике есть колоссальный спрос на молодых специалистов, готовых занять серьезные позиции в частных компаниях. Однако, по мнению работодателей, наши вузы не могут произвести выпускника, годного к немедленному использованию. И все равно: парадоксальным образом выпускники наших вузов котируются выше, чем выпускники западных

*По материалам исследования аналитического центра "Эксперт" и ЦЕССИ "Выпускник для работодателя".

На рынке образования все заметнее новый игрок - работодатель. Выпускники вузов сегодня оказались крайне востребованным "товаром", и опрошенные представители компаний единогласно говорят, что активно привлекают на работу молодых специалистов. Это объясняется как экономическим подъемом в стране, так и необходимостью компенсировать естественное выбытие опытных кадров. При этом нанимать молодых специалистов в последние годы стали не только компании из сферы торговли, услуг, финансов, но и предприятия реального сектора. Последние опять начали привлекать молодых специалистов из профильных технических вузов, выпускники которых еще недавно редко находили себе работу по специальности. Работодатели говорят даже о конкуренции между компаниями, стремящимися взять на работу наиболее способную молодежь.

Начальник отдела кадров крупного машиностроительного предприятия (Санкт-Петербург): "Был период, когда вакансий вообще не было, а сейчас люди уходят на пенсию, их надо заменять. Этот вакуум начинает интенсивно заполняться".

Менеджер управления по работе с персоналом крупной международной консалтинговой компании (Москва): "В 1997 году мы набирали порядка десяти-пятнадцати человек в отдел аудита, а сейчас - сто пятьдесят человек. Но если пять-семь лет назад мы выбирали, кого из кандидатов взять на работу, то сейчас мы должны торопиться, потому что крупные российские компании начинают предлагать очень конкурентоспособные условия и в плане материального вознаграждения, и в плане содержания работы. Конкуренция за молодых специалистов сильно возросла".

Однако подавляющее большинство компаний сегодня не рассчитывают, что полученное в вузе образование позволит молодому специалисту немедленно включиться в работу. Выпускник вуза воспринимается работодателями лишь как исходный материал для подготовки полноценного специалиста. И такая ситуация ставит перед вузами новые задачи. Собственно, полученные в вузе знания рассматриваются компаниями лишь как отправная точка для дальнейшего обучения молодого специалиста; все более важным фактором при оценке потенциального сотрудника становится его способность и желание адаптироваться, учиться, профессионально развиваться.

"Я звонила на кафедру"

Если предприятия старой экономики отдают предпочтение профильным вузам, то компании новой для России экономики - в таких областях, как финансы, консалтинг, IT, маркетинг, - заинтересованы в выпускниках престижных российских вузов, вовсе необязательно профильных: молодой специалист с дипломом МИФИ и МГТУ им. Баумана будет вполне успешно конкурировать здесь с коллегами из МГИМО или ВШЭ. Что касается коммерческих вузов, то они так и не смогли завоевать доверие работодателей. "Для нас очень интересны выпускники лучших вузов, поскольку особое внимание мы уделяем именно качественному базовому образованию. Должен быть в человеке заложен системный подход к решению проблем, эрудиция в основных областях бизнес-ср

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (453) 14 февраля 2005
    Украина
    Содержание:
    А теперь - как в Европе

    России не стоит обращать внимания на евроатлантическую риторику нового украинского руководства. Это блеф. Сейчас самое время занять максимально жесткую позицию отстаивания своих национальных интересов в отношениях с Украиной

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама