За 2004 год сеть коммерческих детских дошкольных заведений американской компании Bright Horizons Family Solutions (BH) увеличилась на 60 детских садов - это абсолютный рекорд отрасли. За это же время чистая прибыль компании выросла на 16% и достигла 72,3 млн долларов. Bright Horizons - мировой лидер среди компаний, предоставляющих услуги по уходу за детьми и воспитанию дошкольников и младших школьников. За двадцать лет Bright Horizons выросла из небольшой региональной компании в транснациональную корпорацию с капитализацией более 800 млн долларов, доминирующую на рынках США, Великобритании, Канады и Ирландии.
Секрет успеха Bright Horizons - ставка на сотрудничество с корпоративными клиентами. Сегодня BH имеет партнерские отношения с 400 компаниями, а основу ее клиентской базы составляют 84 крупные американские корпорации. "В настоящее время 75 процентов наших детсадов и центров финансируется корпорациями", - рассказала "Эксперту" директор по связям с общественностью Bright Horizons Айлин Хоффер.
Менеджмент западных корпораций охотно идет на сотрудничество - сегодня уже никого не приходится убеждать в необходимости инвестировать в образование детей сотрудников и уход за ними. Парадокс, но корпорации прилично экономят, включая в соцпакет работников оплату услуг по воспитанию детей - прежде всего за счет сокращения издержек на поиск и обучение нового персонала.
Во-первых, наличие корпоративного детсада снижает текучку кадров - данные BH по США свидетельствуют, что 26% менеджеров отклонили предложения о переходе на другое место работы только из опасения потерять эту составляющую соцпакета. Во-вторых, это сокращает перерыв в работе у женщин, которые недавно родили детей, а во многих случаях - оказывается решающим аргументом в пользу продолжения карьеры (до 83% молодых мам предпочли вернуться на работу, а не становиться домохозяйкой во многом благодаря этому фактору). Наконец, в-третьих, это уменьшает время вынужденного отсутствия на рабочих местах сотрудников, имеющих детей детсадовского возраста. Отчасти это происходит из-за того, что с 1996 года Bright Horizons стремится устраивать детсады и образовательные центры непосредственно в офисных зданиях компаний. Родители в полном восторге - вместо того чтобы каждое утро отвозить детей в сад или приглашать няню, они теперь просто едут с детьми на работу, а затем с детьми же возвращаются домой (в среднем это экономит сотруднику около получаса в день).
Стратегия переноса детсадов в офисные здания оказалась крайне выгодна и самой Bright Horizons. В этом случае компании больше не нужно осуществлять инвестиции в недвижимость или тратиться на арендную плату. Кроме того, корпорации-заказчики оплачивают все расходы по оборудованию и эксплуатации помещений, что значительно сокращает издержки и упрощает управление. Наконец, большинство корпоративных клиентов оплачивают за своих сотрудников все услуги воспитателей на условиях предоплаты, так что сложностей с пополнением оборотных средств у Bright Horizons нет.
Успеху Bright Horizons способствует и то, что в последние годы планомерно расширяется спектр предоставляемых услуг. Так, теперь компания работает не только с детьми детсадовского и ясельного возраста. Как известно, законодательство большинства штатов не разрешает оставлять без присмотра детей, не достигших 14-летнего возраста. Для этой возрастной группы Bright Horizons создает в непосредственной близости от школ образовательные центры, где дети проводят время до возвращения родителей. Здесь со школьниками младшего и среднего возраста занимаются по более чем 50 программам поддерживающего и дополнительного образования. Кроме центров в структуру компании входит шесть начальных школ, которые работают как по широко распространенной методике Монтессори, так и по оригинальной корпоративной методике.