Байду продали дорого

15 августа 2005, 00:00

На NASDAQ дебютировала очередная китайская компания - поисковый сервер Baidu. Созданная в 1999 году двумя репатриантами из США компания - в обиходе ее называли "китайский Google" - вышла на фондовый рынок. Результаты этого дебюта поразили всех: акции компании, размещенные по 27 долларов, в первый день скакнули на 354%, до 124 долларов, а на следующий день прибавили еще и достигли максимума в 155 долларов.

Подобные скачки регулярно происходили в период интернет-бума и практически совсем исчезли в последние годы. Даже сверхпопулярной поисковой компании Google, у которой Baidu позаимствовала и бизнес-модель, и общий вид сайта, и то понадобилось несколько месяцев, чтоб ее акции выросли вчетверо. С Baidu же это произошло моментально.

Рынок на пике оценил Baidu в 4,7 млрд долларов. Между тем за последний квартал прибыль компании составила чуть более 300 тыс. долларов при обороте чуть больше 5 млн долларов, а за весь 2004 год компания получила доход в 13,4 млн долларов и прибыль в 1,45 млн долларов. Общий объем китайского рынка доходов от поиска в интернете оценивается в 150 млн долларов. Для сравнения: годовой оборот поискового сервера Yandex за тот же 2004 год, со слов самой компании, составил 17 млн долларов, а прибыль - 7 млн долларов. Правда, число интернет-пользователей в России раз в десять меньше, чем в Китае, однако таких невероятных сумм никто не платит не только за Yandex, но даже и за Google. Соотношение цена-доход для Google сейчас составляет 85, а для Baidu оно приближается к 4000. Чтобы инвестиции тех, кто покупал Baidu по 150 долларов, оправдались, доходы компании должны возрасти раз в 50-100.

Секрет бешеной популярности компании, очевидно, кроется в том, что рядовой инвестор истово верит в невероятные перспективы платного поиска и китайской экономики. На этой вере Baidu и сделала свой супербизнес. Разумеется, сыграла свою роль и шестая по величине посещаемость в мире, полученная во многом благодаря системе поиска по музыке в формате MP3. Google и другие поисковики развитого мира опасаются давать ссылки на музыку из-за проблем с копирайтами, китайскую же компанию это беспокоит мало.

Инвесторы видят в Baidu шанс сделать состояние. Те, кто купил компанию на IPO, его уже использовали, сбросив акции: объем торгов, очень высокий в первые два дня, резко упал на третий. А вот те, кто не успел избавиться от акций Baidu в этот период, могут опоздать - курс акций компании на третий день торгов уже рухнул на треть и продолжает падать.