Если Иран создаст собственное атомное оружие, в Азии и на Ближнем Востоке может начаться гонка вооружений. На Ближнем Востоке ядерным оружием сейчас обладает только Израиль (из-за этого соседние мусульманские страны обвиняют США и Запад в целом в двойных стандартах). Ядерная доктрина Израиля не обнародована, и неизвестно, как Израиль будет вести себя по отношению к реальному или потенциальному противнику, обладающему атомным арсеналом.
В наиболее уязвимой позиции сегодня находится Саудовская Аравия -- традиционный союзник США и противник как Израиля, так и Ирана. Специалисты по вопросам международной безопасности полагают, что саудовцы уже пытались получить в свое распоряжение ядерные технологии и/или оружие. В случае, если у Ирана появится атомный арсенал, Саудовская Аравия активизирует эти попытки. Тем более что при столь высоких ценах на нефть финансовые ресурсы Эр-Рияда практически ничем не ограничены.
Предполагается, что Египет и Сирия также пытаются заполучить ядерные технологии. Впрочем, сегодня у них нет ни финансовых, ни технических ресурсов, необходимых для ядерной гонки. Ливия же официально отказалась от ядерных исследований, получив в обмен масштабные инвестиции в свой нефтегазовый сектор.
Не стоит забывать и о Пакистане -- единственной мусульманской стране, обладающей ядерным оружием. Многие эксперты полагают, что пакистанская ядерная программа таит в себе больше опасностей, чем иранская. "Пакистанская бомба опаснее иранской, потому что в этой стране всегда есть угроза 'внутреннего взрыва'. Всегда существует шанс, что исламисты хотя бы на два-три часа что-нибудь да захватят. В самом Пакистане любят говорить, что их бомба -- это 'исламская' бомба, а никакой не символ крепкой державы", -- говорит Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги. Впрочем, спокойствие Европы в отношении этой страны отчасти объяснимо. Дело в том, что Пакистан всегда был под контролем Европы и всегда было ясно, против кого пакистанское ядерное оружие будет развернуто, -- это своего рода противовес Индии.
Лондон