Цены ниже, расходы выше

6 ноября 2006, 00:00

Крупнейший столичный оператор фиксированной связи МГТС представил результаты своей деятельности после первых трех месяцев действия принципа «платит звонящий» (CPP, calling party pays). С 1 июля трафик с домашних телефонов москвичей на мобильные вырос приблизительно на 30%. Абоненты компании (физические лица) за три месяца наговорили, звоня на сотовые, 310 млн минут, при этом общая выручка компании от таких звонков составила 400 млн рублей. «Люди проголосовали за CPP кошельками, им стало дешевле звонить», — заявил коммерческий директор ОАО МГТС Денис Лобанов. Действительно, стоимость звонка с фиксированного телефона на мобильный составляет 1 рубль 50 копеек за минуту, то есть чуть меньше шести центов, исходящие звонки на сотовые у мобильных операторов стоят дороже.

В своих оценках МГТС избегала рассказа о клиентах — юридических лицах, но эксперты рынка уверены, что у них трафик вырос еще больше, ведь многие люди стали звонить на мобильники с работы. По данным последних опросов агентства «Сотовик», основной рост трафика с фиксированных телефонов на мобильные (примерно на 30?50%) был отмечен среди офисных операторов. В МГТС косвенно подтвердили эту тенденцию: многие компании уже обращаются к ним с просьбой отключить возможность звонить с их стационарных телефонов на мобильные, поскольку сотрудники пользуются этим способом связи в личных целях. Но пока МГТС технически не может отключить звонки с фиксированных аппаратов на сотовые, сохранив возможность звонить по межгороду и в другие страны. Эта возможность появится только в январе 2007 года.

Если ежемесячный трафик с фиксированных аппаратов на мобильные зафиксируется на отметке 130 млн минут, каким он был в сентябре, то доходы МГТС от CPP до конца года (за вычетом доли сотовых компаний) могут приблизиться к 10 млн долларов. Региональные операторы фиксированной связи стали рапортовать об итогах еще раньше, но их данные не были такими впечатляющими. О росте трафика говорили и «Уралсвязьинформ», и «Центртелеком», и другие «дочки» «Связьинвеста». Но столь высоких показателей, как у МГТС, никто не ожидал. Так, в «Уралсибе» прогнозировали, что выручка всех региональных фиксированных операторов за счет CPP вырастет лишь на 4%, то есть в деньгах — на 50?100 млн долларов в год, а оказалось, что одна только МГТС за год может заработать до 20 млн долларов.

Правда, такие доходы сопровождаются ростом расходов — на абонентскую службу. Когда в августе москвичи получили счета, в МГТС посыпался град звонков — в документе невозможно было ничего понять. Счета изобиловали непонятными терминами (код DEF, внутризоновые соединения) и аббревиатурами (например, АУ спарен. без ПУСМР); кроме того, они были составлены неграмотно с юридической и технической точек зрения. В графе «услуга» было написано «абонплата», хотя это не услуга, а вид платежа. А, например, долг и аванс были в одной графе. Расшифровку звонков на мобильные не приносили, за нее надо было платить еще 70 рублей. Абонент с трудом разбирался, должен ли он что-то компании. В августе нагрузка на справочную службу МГТС достигла пика в 8 млн звонков при норме обращений — 1 млн ежемесячно, то есть каждый абонент сделал в среднем по два-три звонка. Количество поданных претензий к МГТС выросло до 100 тыс. Сейчас в среднем звонят 3 млн человек в месяц.

В целом расходы абонентов на связь возросли, хотя с мобильного они не стали звонить больше. По словам Екатерины Осадчей, представителя пресс-службы «Вымпелкома» (работает под брендом «Билайн»), в общем объеме трафика звонков с фиксированного на мобильный стало на 2% больше, а трафик внутри мобильных сетей не изменился.

CPP не только увеличил доходы фиксированных операторов, но и повлиял на мобильных. Пока никто не берется предсказать, каким будет ARPU (средний ежемесячный доход с абонента) сотовых компаний по итогам третьего квартала, но, вероятнее всего, он не изменится либо вырастет. Операторы мобильной связи сделали для этого буквально все: и ввели плату за соединение, и предложили новые хитрые тарифы (отнюдь не низкие, зато простые в понимании), и перешли в расчетах на рубли, завысив при этом курс.

Статья «Страхование национальных интересов» в «Эксперте» №40 содержала неточную информацию об активах немецкой страховой группы Allianz SE на российском рынке. На самом деле упомянутая группа в России имеет стопроцентно дочернюю компанию ЗАО «Страховая акционерная компания “Альянс”», а также владеет 47,4% акций страховой компании РОСНО. Последняя, в свою очередь, имеет две стопроцентные «дочки»: страховую компанию «АльянсРОСНО Жизнь» и управляющую компанию «АльянсРОСНО Управление активами».