На пороге экономического бума

Юрий Сахаров
25 июня 2007, 00:00

Ростовская область — регион с мощным и разнообразным ресурсным потенциалом, который реализован еще не в полной мере. Впрочем, для инвестора это имеет и свои плюсы. Один из них — реальная возможность стать собственником какого-либо привлекательного актива, с тем чтобы на этой базе создать эффективный бизнес

Совместный проект журнала «Эксперт», ОАО «ЭМАльянс» и ОАО «Ростсельмаш»

Высокая экономическая активность Ростовской области базируется прежде всего на хорошей доступности рынков. Ее транспортная инфраструктура является частью международного коридора Скандинавия–Санкт-Петербург–Москва–Ростов–Новороссийск. Через регион проходят шесть железнодорожных линий, семь автодорог федерального значения, судоходный речной путь из Северо-Запада и Центра России в Черное и Средиземное моря, а также воздушный коридор Санкт-Петербург-Москва-Кавказ. Область располагает пятью портами, три из которых (Ростовский, Азовский, Таганрогский) имеют статус международных.

Промышленный комплекс создан здесь еще в советское время. Его основу составляют «предприятия-отрасли», закрывающие большую УДАРЕНИЕ НА О часть внутреннего спроса на некоторые виды промышленной продукции. В числе таких структур — комбайновый завод «Ростсельмаш», вертолетный завод «Роствертол», таганрогский металлургический завод «Тагмет» и Новочеркасский электровозостроительный завод. Существенную роль в экономическом развитии области играет статус Ростова-на-Дону как административного центра Южного федерального округа (ЮФО).

В последние годы ростовская экономика развивается весьма динамично: за 2006 год валовой региональный продукт (ВРП) вырос почти на 20% (см. таблицу 1) — значительно больше, чем в среднем по России. Еще более стремительно увеличивается объем привлекаемых в регион инвестиций.

Лидируют промышленность и торговля

Основной вклад в формирование ВРП вносят промышленность (22%), торговля и общественное питание (21,5%), а также транспорт и связь (около 13%). Индекс промышленного производства в 2006 году увеличился на 14% (в три раза больше, чем аналогичный среднероссийский показатель). На протяжении последних лет рост этого индекса превышает 10%, что объясняется успешной деятельностью местных предприятий, выпускающих машины и оборудование, транспортные средства и химическую продукцию.

Так, за несколько последних лет в Ростовской области фактически с нуля создано автомобилестроение: на Таганрогском автозаводе собираются модели Sonata и Accent южнокорейского концерна Hyundai и производится мини-грузовик Porter. Стабильно работают и многие оборонные заводы, особенно те, которые достаточное внимание уделяют освоению техники нового поколения. К примеру, на ОАО «ТАНТК им. Бериева» налажено производство многофункционального самолета-амфибии Бе-200, а на ОАО «Роствертол» завершена подготовка к серийному производству боевого вертолета круглосуточного и всепогодного применения Ми-28Н.

Промышленность лидирует и в структуре внешнеторгового оборота Ростовской области: если общий объем экспорта в 2006 году вырос на 9% по сравнению с 2005 годом, то экспорт машиностроительной продукции увеличился более чем на треть. При этом свыше 40% объема экспорта пришлось на различные виды оборудования и 37% — на летательные аппараты. (Информация о крупнейших экспортерах региона приведена в таблице 2.)

Утолить инвестиционный голод

За первые два месяца 2007 года объем инвестиций в основной капитал региональных предприятий увеличился более чем на 70% по сравнению с тем же периодом 2006 года и составил около 4,7 млрд рублей. Однако, по расчетам местных аналитиков, для достижения целей, обозначенных в стратегии развития Ростовской области до 2010 года, необходимо привлечь 350–400 млрд рублей (около 14,5 млрд долларов). Отраслями, наиболее подготовленными для инвестирования, считаются легкая промышленность, торговые сети, бизнес-инфраструктура, производство пива, безалкогольных напитков, плодоовощной продукции и мяса, а также сборка автомобилей.

По расчетам региональных властей, инвестиционный бум в регионе начнется уже в 2007 году, и более всего здесь надеются на российских и американских инвесторов. Активизировать этот процесс должен Инвестиционный фонд Ростовской области с капиталом, сформированным за счет средств областной администрации (30%), международных институциональных инвесторов (30%), а также частных российских и за

убежных компаний (по 15–20%). Привлечением инвесторов занимается также Агентство инвестиционного развития Ростовской области; в настоящее время его проектный портфель превысил 2,3 млрд долларов.

Основные приоритеты

Около года назад ростовские власти определились с приоритетными направлениями — на Международном экономическом форуме в Сочи губернатор Владимир Чуб представил потенциальным инвесторам двенадцать проектов, два из которых предусматривают создание особых экономических зон (ОЭЗ).

Резидентам Красносулинской ОЭЗ (Восточный Донбасс) обещано снижение издержек по организации новых производств примерно на треть. Столь высокая заинтересованность областных властей объясняется негативными последствиями реструктуризации угольной отрасли: в Восточном Донбассе закрылось 50 шахт, что привело к потере 100 тыс. рабочих мест. В этой ситуации ОЭЗ — это способ уйти от моноотраслевой структуры экономики: в администрации области заявляют, что резидентами Красносулинской ОЭЗ готовы стать бельгийская компания Becaert (производство металлокорда для шин и защитных экранов для кабелей), а также местные компании «Ростар» (алюминиевая упаковка) и «Глория Джинс» (одежда и фурнитура к ней). Текущая наполняемость этой зоны проектами стоимостью от 10 млн евро пока составляет 35%.

Ориентированная на детский и профсоюзный отдых Приазовская туристско-рекреационная ОЭЗ должна стимулировать развитие южного побережья Азовского моря и увеличить число отдыхающих с 0,2 до 3 млн человек в год. В качестве предпосылок для этого ростовские экономисты называют доступность отдыха и лечения (по их расчетам, стоимость такого рода услуг будет в два-три раза ниже, чем на Черном море), а также уникальные бальнеологические показатели.

На первом этапе требуется 5 млрд рублей для создания инфраструктуры (дорог, инженерных коммуникаций и берегоукрепительных сооружений). 36% этой суммы предполагается получить из федерального бюджета, 44% — из бюджета Ростовской области, а остальные 20% — из муниципальных бюджетов и за счет частных инвесторов. После устранения инфраструктурных ограничений планируется привлечь свыше 11 млрд рублей частных инвестиций для реализации первых двух (якорных) проектов. Это, как говорят в областной администрации, должно сформировать «масштабный клиентский трафик для развития туриндустрии на базе историко-культурного наследия Ростовской области».

Одно из важнейших условий создания Приазовской ОЭЗ — снижение биогенного загрязнения устья Дона и Таганрогского залива не менее чем вдвое. Эту задачу решает проект «Водное партнерство» — речь идет о строительстве и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области на период 2006–2020 годов. Общая стоимость проекта составляет примерно 20 млрд рублей. Около трех четвертей этой суммы предполагается получить за счет частных инвестиций и средств ростовского «Водоканала», а еще четверть — из федерального Инвестфонда.

В центре внимания

По словам Владимира Чуба, особой заботой ростовских властей станет реализация двух инвестпроектов стратегической значимости. Первый из них нацелен на создание мощного предприятия по производству биоэтанола — жидкого спиртового топлива, вырабатываемого из зерновых культур, сахарного тростника или свеклы. В мировой практике биоэтанол используется как моторное топливо для спецдвигателей, а также как компонент обычного бензина (добавление в него одной части этанола экономит три части нефти). В ряде государств (например, в США, Японии, Китае и Индии) обязательная доля биоэтанола в топливе регламентируется законом (в названных странах к 2010 году она должна составить не менее 5%).

Биотопливо в промышленных масштабах в России пока не производится, хотя ее потенциал позволяет претендовать на 10–15% мирового рынка. Для создания первых таких производств Ростовская область, ведущий в России регион в сфере производства и экспорта зерна, — это наилучшее место, считают эксперты. Процесс инициируют две ростовских компании — «Астон» и «Башнефть-Юг». Для реализации начального этапа проекта требуется примерно 6 млрд рублей (около 240 млн долларов).

Вторым стратегическим проектом является «Южный узел» программа развития транспортно-логистического и промышленного потенциала левобережной части города Ростова-на-Дону и прилегающей территории. Здесь предусматривается создание двух промзон, технопарка, логистических комплексов, реконструкция портовых терминалов, строительство двух мостов через Дон, а также международного аэропорта в Батайске (по своей пропускной способности должен в разы превосходить нынешний Ростовский).

Реализация проекта общей стоимостью около 60 млрд рублей будет вестись с использованием государственно-частного партнерства. Как рассчитывают ростовские власти, аэровокзальный и топливно-заправочный комплексы, а также терминалы и парковки Батайского аэропорта на 35–50% профинансируют частные инвесторы. Что касается бюджетных средств, они будут вложены в создание имущественного комплекса, остающегося на балансе государства (это, в частности, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и светосигнальное оборудование).

Проект «Южный узел» местные власти позиционируют как «новый промышленно-транспортный кластер Ростовской агломерации», а для его воплощения лоббируют получение федеральных денег — из Инвестфонда и через программы Минтранса.

Применяя кластерный подход

Не менее ярко выраженный кластерный характер имеют два проекта, продвигаемых под флагом повышения конкурентоспособности отечественных производителей. При формировании обувного кластера речь идет о рыночном противостоянии Китаю, Тайваню и Вьетнаму, где сосредоточено до 80% мирового выпуска повседневной обуви. Предпосылками для размещения такого кластера именно в Ростовской области, точнее в шахтерских районах Восточного Донбасса, агентство Bauman Innovation считает наличие недорогих, но вполне квалифицированных (в силу исторически сложившейся легпромовской специализации данной территории) трудовых ресурсов, а также высокий потенциал развития сырьевой базы (в регионе увеличивается поголовье крупного рогатого скота и свиней).

То, что эти факторы действительно работают, подтверждает лидерство ростовчан в производстве отечественной обуви — на долю региона приходится до трети ее валового объема. Разработчики данного проекта рассчитывают на партнерство с западноевропейскими обувщиками, которые сегодня решают, куда выносить свои производства — в страны Юго-Восточной Азии или в Восточную Европу. Ростовский обувной кластер интегрирует сырье, изготовление комплектующих и выпуск готовой обуви в объеме не менее 10 млн пар.

Исследованиями китайских и японских автоконцернов подтверждены конкурентные преимущества Ростовской области по сравнению с другими регионами европейской части России, пригодными для размещения автосборочных производств, которые ориентированы на поставку комплектующих из Юго-Восточной Азии. На стороне ростовчан мощный комплекс машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, развитая логистика, действующие контейнерные терминалы и позитивный опыт. На таганрогском автозаводе ТагАЗ уже не один год собирают южнокорейские Hyundai — в 2006 году их было выпущено около 75 тыс. штук, что является рекордом для российских автосборочных предприятий, а в 2007 году ТагАЗ приступил к выпуску внедорожников и автобусов той же марки.

По мнению ростовских властей, ускорить формирование автосборочного кластера «Донской Детройт» может привлечение других мировых автоконцернов. Впрочем, губернатор Владимир Чуб считает, что инвестиции нужны не только для создания автосборочных производств, но и для организации выпуска двигателей и коробок передач.

Фундамент для доступного жилья

Последние три года Ростовская область бьет рекорды советского времени по объемам и темпам жилищного строительства. Однако дальнейшее продвижение в этом направлении сдерживается дефицитом стройматериалов, и прежде всего цемента. Его потребление растет на 15–25% в год, однако увеличить его выпуск на существующих — изношенных на 70–80% — мощностях невозможно. Для решения этой проблемы предлагается построить один-два современных цементных завода общей мощностью до 2,5 млн тонн в год. По оценкам специалистов, Ростовская область располагает вполне достаточными для этого запасами сырья — как минерального, так и образующегося на шахтах Восточного Донбасса и Новочеркасской ГРЭС.

Стоимость данного проекта составляет 280–370 млн евро, и интерес к нему проявляют ведущие игроки мирового цементного рынка, в частности французский концерн La Farge.

На активизацию регионального рынка стройматериалов нацелено и создание завода по выпуску древесно-стружечных OSB-плит. Спрос на этот высокотехнологичный продукт переработки неделовой древесины и отходов лесного хозяйства растет в связи с тем, что каркасно-деревянное домостроение — самая дешевая технология массового строительства. Отпускная цена за квадратный метр такого дома ростовского производства без отделки, участка земли и коммуникаций — 4,5 тыс. рублей (около 170 долларов). Между тем OSB-плиты в России не производятся, они импортируются из Германии, Польши и Болгарии. Переход на отечественные плиты позволит снизить цену жилья на 10–15%.

Емкость российского рынка OSB-плит (300–350 тыс. кубометров в год, по оценке ростовских властей) позволяет построить как минимум один завод стоимостью 63 млн евро. Ростовская область позиционируется как оптимальное место для локализации производства OSB-плит с учетом нескольких факторов. Первый — наличие сразу четырех альтернативных источников сырья (леса). Второй момент — близость к основным внутренним рынкам сбыта (европейская часть России) и возможность экспорта OSB-плит в ближнее зарубежье, а через донские порты — в Юго-Восточную Азию. Наконец, производство OSB-плит предполагает важную в социально-политическом контексте производственную кооперацию с северокавказскими республиками, где будет создано более 4 тыс. новых рабочих мест.

За счет запуска программы, предусматривающей субсидирование лизинга оборудования для производства каркасно-деревянных домов, ростовские власти хотят масштабировать данный проект до уровня заявки на 5 млрд рублей в Инвестфонд РФ. Речь идет о создании в регионах ЮФО, где доля малоэтажного жилищного строительства доходит до 75%, некапиталоемких заводов по выпуску OSB-плит с оборудованием стоимостью около 1,8 млн долларов и персоналом численностью до 90 человек.

Масштаб вышеописанных проектов предполагает участие в них лишь крупных инвесторов: именно они в большей степени могут рассчитывать на заинтересованность областной администрации и, в частности, на серьезные преференции, предусмотренные региональным законодательством. Такие инвесторы в Ростовской области присутствуют уже не один год, однако они за редким исключением предпочитают вкладываться в крупные местные предприятия с отлаженным производством и устойчивым сбытом.

Инвесторы не такого большого калибра действуют в основном самостоятельно — не прибегая к поддержке властей, а договариваясь непосредственно с владельцами инвестируемого бизнеса и преодолевая такие типичные проблемы, как дефицит эффективных менеджеров и квалифицированных рабочих, а также отсутствие у большинства претендентов на инвестиции прав собственности на землю.