Марихуана против склероза

10 ноября 2008, 00:00

Ученые из Мадридского университета Комплютенсе провели исследования, доказывающие: некоторые активные вещества, содержащиеся в марихуане, могут помочь в лечении нейродегенеративных заболеваний, в частности рассеянного склероза.

Результаты работы были опубликованы в журнале Biological Chemistry. В экспериментах на животных использовались каннабиноиды — психоактивные вещества, обнаруженные в растениях семейства коноплевых. Испанские ученые работали с особыми каннабиноидами из марихуаны, не обладающими психоактивным действием.

Если каннабиноиды попадают в организм, к примеру при курении травы, они связываются с рецепторами CB1 и CB2 в мембранах клеток нервной и иммунной систем. Рецепторы CB1 отвечают за психоактивные эффекты. Результаты исследований рецепторов CB2 показали, что они задействованы во многих физиологических процессах, связанных с иммунитетом.

Испанские ученые работали с животными, у которых был вызван аутоиммунный энцефаломиелит, напоминающий симптомами и механизмом рассеянный склероз. При рассеянном склерозе происходит разрушение миелина — белого вещества головного и спинного мозга. Согласно одной из гипотез, рассеянный склероз появляется вследствие генетических мутаций, в результате чего иммунная система начинает атаковать свои же нервные клетки. В ходе эксперимента было выяснено, что действие лекарственного вещества, содержащего один из каннобиноидов, активирует рецептор CB2 и препятствует разрушению миелина. При этом потеря нервных клеток уменьшалась на 50%. Ученые установили, что введение каннабиноида не только замедляло гибель нервных клеток, но и уменьшало количество клеток, атакующих нейроны.

Ученые считают, что каннабиноиды могут быть положены в основу целого спектра лекарственных средств от различных заболеваний. В частности, ряд экспериментов показал, что с их помощью можно блокировать боль. Ученые из Калифорнийского тихоокеанского центра установили, что одно из веществ марихуаны — каннабидиол — может тормозить метастазирование при раке молочной железы. А эксперименты ученых из Бостонского университета показали, что эффективным противоаллергическим средством может быть еще одно вещество — тетрагидроканнабинол.

Однако ученые предупреждают желающих выращивать марихуану в качестве средства для самолечения, что многочисленные терапевтические действия веществ, содержащихся в растениях семейства коноплевых, могут проявляться только в специально разработанных и произведенных промышленным способом препаратах.