Нефтегазовые интеллектуалы

Александр Попов
17 ноября 2008, 00:00

Томская область делает ставку на развитие научно-образовательной агломерации и добывающего сектора. В этом ей помогает федеральный центр, но, считают в Томске, пока недостаточно

Томская область входит в число тех субъектов РФ, чье относительное благополучие базируется на нефтегазовом комплексе. В структуре валового регионального продукта (ВРП) топливный сектор занимает около 30%, а в совокупных налоговых платежах — более половины. Так распорядилась природа: регион образует третий по значению центр нефтедобывающей промышленности в Западной Сибири (после Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов). Предприятиями отрасли добывается 3,5% всей нефти в России и около 1% газа. Участки с доказанным присутствием нефти и газа занимают почти 60% нефтеперспективных земель области. К настоящему времени открыто 106 месторождений, в том числе 87 нефтяных, большая часть которых расположена на левом берегу Оби, ближе к границе с ХМАО. Разведанные извлекаемые запасы нефти на территории Томской области составляют 514,4 млн тонн. Общие ресурсы углеводородного сырья региона оцениваются в 9 млрд тонн, извлекаемые — в 3,6 млрд тонн. Большой плюс региона развитая система нефте- и газопроводов, что позволяет относительно быстро вводить в оборот новые месторождения.

Страх перед иглой

Томичи давно подсчитали, что при падении на мировых рынках цены на нефть до 15–20 долларов за баррель их черное золото окажется неконкурентоспособным. Такое будущее еще совсем недавно выглядело фантастичным, но сегодня, когда цена на нефть балансирует на уровне 60 долларов, страхи уже не кажутся необоснованными. В Томске очень надеются, что до уровня неприемлемости ценам упасть не позволят экономики стран Юго-Восточной Азии, которые должны обеспечить устойчивый спрос на нефть на протяжении ближайших 30 лет. В этом случае область опиралась бы на финансовую основу для проведения структурных преобразований в экономике. С прицелом на страны ЮВА в регионе даже планируют наращивать добычу нефти и газа, чтобы получить оборотные средства, необходимые для соскока с иглы.

В прошлом году на территории региона было добыто 9,9 млн тонн нефти, 4,4 млрд куб. метров газа и свыше 1 млн тонн газового конденсата. Консолидированный бюджет области получил от этих объемов в виде налогов более 5,6 млрд рублей. Впервые с 2004 года уровень добычи нефти даже вырос, пусть и на символические, 1,2% к уровню 2006 года. Тогда, четыре года назад, основное добывающее предприятие региона «Томскнефть ВНК» (ныне на паритетных началах принадлежит «Роснефти» и «Газпром нефти») из-за крушения ЮКОСа снизило объемы добычи и инвестиций почти на 23% по сравнению с 2003 годом. Из этой ямы компания выбирается до сих пор, что, естественно, отражается и на экономике региона. Ведь более 80% всех разведанных запасов Томской области находится на балансе «Томскнефти», которая владеет 17 лицензиями на добычу и 9 лицензионными блоками для геологического изучения. Компания также является агентом на право разработки двух лицензионных участков, принадлежащих «Роснефти». В прошлом году компания добыла 11,6 млн тонн нефти, из которых 8,4 млн тонн — на территории Томской области. В региональный бюджет «Томскнефть» перечислила 3,6 млрд рублей — это примерно две трети всех налоговых отчислений от предприятий нефтегазового комплекса. План на год текущий — 11,7 млн тонн нефти, из них 8,5 млн тонн — на территории региона.

Все вроде бы неплохо, но есть у «Томскнефти» некая черточка, которая держит в напряжении местные власти, — компания всегда чуть-чуть не добирает до плана. Так, добыча в Томской области в прошлом году была ниже запланированных объемов на 55 тыс. тонн. Не удалось компании выполнить и план по финансированию капитальных вложений: в 2007 году «Томскнефть» предполагала израсходовать по этой статье более 14 млрд рублей, а фактически вложила около 13,5 млрд, в том числе 12,8 млрд — в Томской области. «Невыполнение плана по финансированию произошло по объективным причинам: изменилась схема закупок, поскольку компания вошла в формат “Роснефти”, что позволило вывести из оборота 500 миллионов рублей. Если раньше мы авансировали закупки, то сейчас работаем иначе», — пояснил на совещании в администрации региона гендиректор компании Владимир Пальцев. Однако чиновникам полумиллиарда рублей очень жалко, и они уверены, что темпы, которые выдерживает «Томскнефть» в восстановлении добычи и освоении капвложений, недостаточны, а имеющаяся материальная и сырьевая база предприятия позволяет давать более высокие показатели.

Корзинок должно быть несколько

Горький опыт с ЮКОСом и непростое общение с новыми собственниками «Томскнефти» навели власти региона на мысль, что в нефтегазовом секторе правильнее было бы опираться не на одну компанию. Поэтому они решили вовлечь в разработку новых месторождений другие компании, причем в основном небольшие. Только в прошлом году в области было открыто девять новых месторождений, в том числе шесть нефтяных. По данным департамента по недропользованию и развитию нефтегазодобывающего комплекса администрации Томской области, объем извлекаемых запасов углеводородов в 2008 году вырастет еще на 60–65 млн тонн (что почти в два раза больше, чем в прошлом году). А к 2010 году недропользователи региона должны прирастить примерно 100 млн тонн, что позволит в будущем увеличить добычу на 20–25%. Начальник департамента Сергей Богачев считает, что в сравнении с «Томскнефтью», которая работает на уровне плановых показателей, другие недропользователи (их уже более двух десятков) демонстрируют очень хорошие темпы. Они добыли в прошлом году 1,5 млн тонн нефти, что на 20% больше, чем в предыдущем. При этом доля этих компаний в общем объеме добычи выросла с 8% в 2004 году до 16%. «Мы ожидаем, что к 2010 году доля малых недропользователей в общем объеме добычи достигнет 25–30 процентов. Основной прирост запасов тоже будет происходить за их счет», — говорит Богачев. К примеру, ЗАО «Томская нефть», дочернее предприятие «Русснефти», к 2010 году планирует добывать на своих месторождениях в Каргасокском районе не менее 1,2 млн тонн нефти, а к 2012 году довести объемы до 2 млн тонн в год. При этом сырьевая база позволяет компании добывать и 3 млн тонн в год.

Второе важное направление, на которое решили сделать ставку томские власти, — развитие потенциала месторождений, расположенных на правом берегу Оби. Пока нефть и газ в Томской области добываются на левом берегу реки, которая делит область с юго-востока на северо-запад почти на две равные части. Вместе с тем правобережная часть, примыкающая к богатым нефтью провинциям Красноярского края, может в перспективе как минимум удвоить нефтегазовый потенциал региона. Ученые оценивают потенциальные запасы нефти правобережья от 600 млн до 1 млрд тонн, а газа — от 1 трлн до 6 трлн куб. метров.

Разведочные работы на правом берегу Оби начались три года назад. По данным ООО «Томскбурнефтегаз», в октябре прошлого года Южно-Пыжинская скважина показала признаки природного газа, а в декабре — наличие нефти. В апреле этого года признаки нефти были обнаружены на Корчегской скважине (находится в 160 км на север от Южно-Пыжинской). В мае Роснедра утвердили программу по геологоразведке этих участков на 2009 год общей стоимостью 1,7 млрд рублей. Эти средства будут направлены на бурение новых скважин, проведение сейсмических работ, анализ и изучение полученных материалов.

Что касается добычи газа, то она ведется в Томской области с 1990-х годов. Основное добывающее предприятие — «Востокгазпром» («дочка» «Газпрома»). По итогам 2007 года компания добыла более 3 млрд куб. метров газа и 290 тыс. тонн конденсата. Особенность «Востокгазпрома» — работа с очень сложными в геологическом плане месторождениями. Кроме того, на действующих площадках объемы добычи падают, что заставляет компанию инвестироваться в технические средства стабилизации добычи. Пока ей это удается: добыча газа на Мыльджинском газоконденсатном месторождении была стабилизирована за счет строительства дожимной компрессорной станции.

Но без ввода в эксплуатацию новых месторождений компании не обойтись. В этом году будет запущено Казанское нефтегазоконденсатное месторождение (НГКМ), с которым связаны большие надежды. Чтобы обеспечить транспортировку добываемой нефти, компания построила нефтепровод, который свяжет месторождения Южной группы с Лугинецким НГКМ. Инвестиции в 2008 году составят более 2,25 млрд рублей. Около 1 млрд рублей будет вложено в бурение разведочных скважин на Казанском месторождении и Рыбальном участке, в проведение сейсморазведки, проектные работы, а также пойдут на другие цели, связанные с геологоразведкой.

Диверсификация — значит разнообразие

Большой плюс Томской области в том, что при всей важности нефти и газа для бюджета и осуществляемых программ Томский регион уже имеет многоотраслевую структуру промышленного производства. За переходный период от «развитого социализма» к свободному рынку эта структура, правда, сильно обеднела, что обернулось ростом доли нефти с 10% в 1991 году до 30% сегодня. И все же некоторые базовые отрасли сохранились. Иные из них даже чувствуют себя совсем неплохо: газохимия и цветная металлургия, к которой приписано производство ядерных материалов на Сибирском химкомбинате (СХК) в Северске. Остальные пребывают в глубокой депрессии. Доля, например, лесной и деревообрабатывающей промышленности по сравнению с началом переходного периода сократилась в десять раз. Упал почти вдвое вклад машиностроения в ВРП. Но и среди депрессивных отраслей началось оживление — положение предприятий пищевой промышленности, электротехники и электроники, приборостроения и кабельной промышленности потихоньку выправляется, в том числе за счет гособоронзаказа.

Одним из ведущих остается химпром, доля которого в структуре промышленного производства превышает 5% (или 1,5% ВРП). В 2000 году она достигала почти 10%. Снижение веса произошло за счет ускоренного роста топливной промышленности и замедления темпов в самой отрасли: некоторые виды продукции, производимой томскими предприятиями, оказываются менее конкурентными в нынешних условиях. Тем не менее в регионе производится 11,5% российского объема синтетических смол и пластмасс, в том числе почти 16,5% полиэтилена, 36,3% полипропилена, четверть общего объема производства метанола.

Отрасль обеспечена относительно дешевым сырьем, а регион географически близок к Китаю — одному из самых больших центров потребления в мире. Эти условия создают предпосылки для устойчивого роста отрасли, на что очень рассчитывают в «Сибур Холдинге». Компания в течение нескольких лет намерена инвестировать 15 млрд рублей в строительство новых мощностей по выпуску продукции, которая, по прогнозам, будет востребована, в частности, в производство полимеров на «Томскнефтехиме». Проект развития предусматривает увеличение мощности производства этилена до 380 тыс. тонн в год, ввод в эксплуатацию двух новых производств — полипропилена мощностью до 220 тыс. тонн в год и полиэтилена низкого давления мощностью 140 тыс. тонн в год. А за счет роста объемов добываемого газа планируется нарастить выпуск метанола.

Деньги для других

Неуверенность в стабильности экономики, где доминирует топливный сектор, подталкивает региональные власти произвести структурные изменения в экономике в ближайшие десятилетия за счет нефтегазового сектора. Прежде всего речь идет о намерении диверсифицировать сам добывающий сектор экономики. К этому побуждает и налоговая политика федерального центра — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и газ почти целиком уходит в центр, а на добычу твердых полезных ископаемых распределяется в соотношении 40 к 60 в пользу регионов. К тому же потенциал ресурсной базы региона, практически нетронутый, позволяет рассчитывать на успех.

Кроме нефти и газа в Томской области сосредоточено более 57% ресурсов железа России, более 18% циркония и 9% титана, около 6% алюминия, существенные запасы полиметаллов и благородных металлов, редкоземельных элементов. Территория области занимает второе место в России по запасам торфа, это один из богатейших регионов Сибири по дефицитным строительно-сырьевым ресурсам и стеклокерамическому сырью.

Основные проекты в этой сфере — Бакчарское железорудное, Георгиевское циркон-титановое и Таловское буроугольное месторождения. На железорудном месторождении уже несколько лет в вялотекущем режиме ведутся геологоразведочные работы. Занимается ими Томская горнорудная компания, контрольный пакет акций которой принадлежит ИФК «Метрополь». Поисково-оценочные работы ведутся на двух участках Бакчарского месторождения (восточный Полынянский и западный собственно Бакчарский), а также на Южно-Колпашевском и в северной части Чаинского района. В ближайшие годы геологоразведка будет направлена на уточнение запасов железной руды и их добычных и товарных характеристик.

Обь-Томский горнопромышленный комплекс, создаваемый на территории Томского и нескольких соседних районов, предназначен для развития Георгиевско-Туганского месторождения титан-циркониевых руд (песков), Таловского месторождения бурых углей, Каменского месторождения известняков, Турунтаевского и Татульского месторождений цветных металлов и целой группы залежей дефицитных строительных материалов. На некоторых разведанных месторождениях уже идут подготовительные работы по обустройству и опытно-промышленной добыче сырья. Начато проектирование добывающих и перерабатывающих производств — Каменского цементного и Бобровского стекольного завода, Таловского буроугольного энергокомплекса, Георгиевского ГМК.

Еще один перспективный сектор — лесной. Только расчетная лесосека Томской области составляет 26,7 млн куб. метров, но при этом ежегодная заготовка не превышает 2 млн куб. метров. А в структуре промышленного производства области отрасль пока занимает очень скромное место — 1,1% в 2004 году против 12% в 1990-м, что явно не соответствует ее сырьевому потенциалу. Существующие предприятия ЛПК занимаются в основном лесозаготовкой, переработка же древесины почти не ведется.

В Стратегии развития Томской области до 2020 года в качестве одного из приоритетов выделено развитие севера региона. Северная зона станет «точкой роста» ресурсных отраслей. Вторая точка роста — Южная зона, в которую включены Томск, закрытое административно-территориальное образование Северск (ЗАТО Северск) и окружающий их Томский район. Уже сегодня более 50% валового объема продукции и услуг основных отраслей экономики региона сосредоточено в этих трех муниципальных образованиях, составляющих, по сути, одну агломерацию. Здесь же сконцентрирована и основная масса населения — 67% жителей Томской области. В стратегии эта зона прописана как мегаполис «Центр знаний и инноваций», основу экономики которого составляют развитый научно-образовательный комплекс, уже сегодня вносящий в ВРП региона 7%, наукоемкие компании, обеспечивающие производство продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью, финансовый сектор и фирмы, оказывающие услуги для бизнеса.

Важный вклад в развитие этой территории внесет особая экономическая зона технико-внедренческого типа, строительство которой ведется на двух площадках в Томске, и исторически сложившийся вузовский потенциал. Уже сейчас в Томске работает около 400 инновационных предприятий, некоторые из них получили официальную регистрацию в качестве резидентов ОЭЗ.

Дороги и энергия

Однако светлое будущее томских точек роста упирается в нерешенность нескольких проблем. Первая — недостаточное развитие транспортной инфраструктуры региона. Томичи с горечью вспоминают, как оказались в транспортном тупике, когда Транссиб, проложенный вдалеке, превратил некогда влиятельный и успешный город в обычный провинциальный городишко, а небольшой деревне Кривощеково за какие-то 70 лет помог вырасти в Новосибирск с миллионным населением. И сегодня основные автомагистрали расположены в южной части региона, что связывает его с соседями, но делает собственные отдаленные территории иногда совершенно недоступными. Два райцентра (Александровское и Белый Яр) и два города (Стрежевой и Кедровый) не соединены с областным центром дорогами с твердым покрытием. Доставка пассажиров и грузов во многие населенные пункты производится только воздушным транспортом. В Томской области действуют три аэропорта — в Томске, Стрежевом и Колпашеве — и 15 взлетно-посадочных полос в разных районах. Воздушное сообщение в основном связано с пассажирскими перевозками. Часть населения области вынуждена пользоваться аэропортом в Новосибирске. Эксплуатационная длина железных дорог невелика и составляет 345 км. Основная магистраль Белый Яр—Томск—Тайга. В ноябре—марте для завоза грузов на север области используются зимники (зимние временные дороги).

Регион остро нуждается в реконструкции и развитии автомобильных дорог на юге, а также в районах, располагающих значительной лесосырьевой базой (Верхнекетский и Каргасокский районы). Основных проектов два. Прежде всего строительство северной транзитной широтной дороги Томск—Нижневартовск—Ханты-Мансийск—Пермь. В настоящее время асфальтовое покрытие уже позволяет добираться до населенных пунктов, расположенных в 300 км от Томска. Строительство магистрали предусматривается Транспортной стратегией России, утвержденной недавно правительством. Региональных средств на ускоренное строительство дороги не хватает. «Мы строим. Деньги выделяем из областного бюджета. Дает и федерация. Провели недавно конкурс на 680 миллионов рублей, определили генподрядчика. Строят вахтовым методом. На будущий год проложим километров двадцать. Но надо бы выходить на объемы в 30–40 километров в год. Сейчас же 15–17 километров», — сетует губернатор области Виктор Кресс. Правда, он оптимистично отметил, что основной и самый трудный участок в болотистой местности уже пройден.

Таким образом, до Каргаска уже открыто круглогодичное движение, а вот дальше — бездорожье. Однако относительно близко находится технологическая дорога нефтяников. Есть планы соединить магистраль с ней, обеспечив, таким образом, выход на север региона.

Другой мегапроект — Северосибирская железная дорога Енисейск—Белый Яр—Нижневартовск (Севсиб). Он преследует те же цели: связь с соседними регионами и доступ к месторождениям, однако пока существует лишь на уровне идеи — даже не начато проектирование магистрали. Основные направления развития транспортной инфраструктуры Сибирского федерального округа, предусмотренные Транспортной стратегией России, предполагают начало строительство Севсиба на участке Ельчимо—Чадобец до 2015 года.

Вторая проблема региона — энергетика. Начиная с 2005 года в области постоянно растет потребление электроэнергии. Томская область уже много лет дефицитна и закупает извне около 35–37% потребляемой электроэнергии. К 2010 году потребность региона увеличится на 22%, а к 2020 году — в два раза. Основные предприятия отрасли — ОАО «Томскэнерго» (входит в структуру ТГК-11) и ФГУП «Сибирский химический комбинат».

Пока усилия ТГК-11 направляются на покрытие текущего и перспективного дефицита в развитых районах. В Томске компания запустила новый котел на пиково-резервной котельной, призванный заменить выбывающие мощности СХК. На томской ГРЭС-2 устанавливается турбина на 50 МВт, которая позволит увеличить мощность станции на 20%, а при выработке электроэнергии производить еще 105 Гкал/час тепловой энергии. Это тепло пойдет в новые микрорайоны Томска — Восточный и Солнечный, где предполагается построить до миллиона квадратных метров жилья.

В целом же в Томской области ставки сделаны на развитие угольной и ядерной генераций. Первая обусловлена исторически сложившимся наследием — наличием тепловых электростанций. В долгосрочной перспективе предполагается дополнить существующую генерацию новыми ТЭС — Бакчарской мощностью 660 МВт и двумя энергоблоками на томской ТЭЦ-3 (450 МВт). Вторая связана с перспективами строительства в ЗАТО Северск новой АЭС.

Акцент на атомную энергетику сделан не случайно. В этом году остановлены последние реакторы на СХК, которые десятки лет вырабатывали оружейный плутоний, а вместе с тем обеспечивали электроэнергией и теплом жителей Северска и Томска. Реакторы выработали свой ресурс, к тому же их остановки требовали международные соглашения. В связи с этим в городе возникла проблема трудоустройства квалифицированных кадров. Разместив в регионе атомную станцию, томские власти рассчитывают не только нарастить генерирующие мощности, но и сохранить кадровый потенциал химкомбината. «Тепловые электростанции требуют больших дополнительных работ — строительства магистрального газопровода, мощного газохранилища, завода газоподготовки. Ядерной энергетике, а в будущем и термоядерной, в этом смысле просто нет альтернативы. Если мы сейчас займемся строительством новых магистральных газопроводов, современных газохранилищ, новых железнодорожных веток, то потеряем время, деньги и добровольно откажемся от нашего мирового лидерства в области ядерных энергетических технологий», — доказывает преимущества проекта профессор Томского политеха Игорь Шаманин. По его словам, расположение станции вблизи Томской агломерации положительно скажется и на развитии образовательной сферы.