Катя, Кристина, Карина, Москва

Светлана Рейтер
23 февраля 2009, 00:00

В прокат выходит фильм «Девственность» режиссера Виталия Манского

Три девушки из глухих провинциальных городов, где в домах до сих пор на окнах висит тюль с рюшечками, а на стене — пестрый ворсистый ковер с обезумевшими оленями, решают круто изменить жизнь и уехать подальше от рюшечек в Большой Город, где олени по улицам не ходят, зато есть масса способов устроить свою судьбу. Вполне искушенные в душе, все три девушки обладают одним, бесценным, на их взгляд, богатством — девственностью.

Девственность вынесена в название фильма, девственность становится его невидимой главной героиней (режиссер намеренно обошелся без физиологических сцен), и девственность же является предметом и морального, и материального торга барышень. Так, Кристина рвется в бревенчатый рай, где снимают реалити-шоу «Дом-2»; там по улицам ходят Ксения Собчак с Ксюшей Бородиной, все ребята одеты красиво и броско, а герой девичьих грез, пацан с лицом обаятельного опарыша Семен Фролов, будет рад заключить Кристину в свои объятия и лишить ее той самой девственности, вокруг которой все и заверчено. Карина, сама себя называющая Барби, носит исключительно розовое, ест воздушное, говорит мяукая, считает себя певицей Мадонной и свою невинность видит своеобразной ступенькой к вселенскому успеху: у нас непорочные девушки, как в той Индии, стоят дороже, вот Бритни Спирс переспала с Кевином Федерлайном — и где теперь ее карьера, а? Карина будет умнее, бодрее, невиннее и розовее. Наконец, третья героиня, серьезная Катя с короткой прической и студенческим рюкзачком за плечами, хочет, чтобы ее считали студенткой не за один лишь рюкзачок — ей бы продать свою девственность за три тысячи долларов, необходимых для поступления в МГУ.

 pic_text1

Катя, к слову сказать, любимая героиня режиссера-документалиста Виталия Манского, несущего полную ответственность за этот местами обличительный, местами патетический, а местами действительно талантливый продукт. Ради Кати режиссер появляется в кадре; ради Катиного будущего ведет с ней проникновенную беседу в машине, символично припаркованной близ смотровой площадки вожделенного Московского государственного университета. Беседа, говорят, продолжалась шесть часов; в фильме от нее осталось пятнадцать минут, смысл которых воплотился в вопросе Манского: «Я могу что-нибудь для тебя сделать?» Катя не ответила, расплакалась, пошла домой, переоделась в беленькое платьице и отправилась продавать девственность. На следующий день камера зафиксировала факт купли посредством доставаемого из банкомата чека, удостоверявшего попадание на Катин счет тех самых трех тысяч долларов.

Забегая вперед, заметим, что у двух других героинь все кончилось далеко не так хорошо; в случае с Кариной-Барби — так и совсем плохо.

Режиссер Виталий Манский, один из самых востребованных документалистов страны, автор фильмов «Горбачев. После империи», «Ельцин. Другая жизнь», «Путин. Високосный год» и «Анатомия Тату», на этот раз препарирует не житие политиков и звезд, но рутинную провинциальную жизнь в ее нравственном эквиваленте: Манский уверен, что значимость моральных ценностей в обществе стремительно падает, общечеловеческие законы девальвируются, и вот уже на кастинге «Дома-2», также попавшем в картину, возможные участники передачи с пугающей легкостью говорят, что «за деньги могут продать собственных родителей». Не факт, что они так поступят, когда дойдет до дела, но начало, согласитесь, многообещающее.

 pic_text2

Вовлеченность Манского в процесс подчеркивает и зачитываемый им самим текст публициста Дмитрия Быкова: «Все продается, и почка, и глаз, но вот девственность в цене особенно, поскольку уникальная снежинка». И продается, натурально, в Москве, где на момент съемок фильма и вправду продавалось и покупалось абсолютно все — и атлас, и бархат, и замша, и кожа, и почка. И машинку за дополнительные деньги можно было перекрасить в поросячий розовый цвет, как того желала Карина-Барби. Москва — тоже героиня этой ленты, как и эта чертова девственность; огромное рыночное пространство, где даже университеты похожи на гипермаркет. И почти каждый проход провинциальных девочек по московским улицам сопровождается несколько лобовым, но эффектным приемом в виде звучащей за кадром песни певицы Елки «Город обмана». Да-да, город обмана. Сулил карьеру певицы Мадонны, а загнал в грязный стриптиз-клуб. Манил ласковыми глазами Семена Фролова — и выкинул прочь со съемочной площадки «Дома-2». Обещал розовую машинку? Вот тебе машинка, на, получай — на платформе эвакуатора с заблокированными колесами. Не думаю, что в кризисный период тема купли-продажи девственности будет восприниматься менее живо. Все будет. Все купят.

Только теперь — гораздо дешевле.

 vrez_picture_1

Виталий Манский родился 2 декабря 1963 года во Львове. В 1990 году окончил ВГИК, операторский факультет (мастерская Сергея Медынского). Автор телепрограмм «Семейные кинохроники» (1995–1997, ОРТ, ВГТРК, «Пятый канал»), «Реальное кино» и «Киноподъем» (1996, ОРТ; с 1999 года — РТР). В 1996–1998 годах — генеральный продюсер телеканала Ren-TV. Основатель архива любительских домашних кинохроник за 1945–1991 годы.

С 1999 года — руководитель службы производства и показа документальных программ на канале РТР, автор и ведущий программы «Реальное кино». С 2004 года — художественный руководитель студии «Вертов и Ко». Генеральный продюсер национальной премии «Лавр» в области неигрового кино и телевидения. Создатель журнала о документальном кино в интернете.

Автор лент «Горбачев. После империи», «Ельцин. Другая жизнь», «Путин. Високосный год» (все — 2001), «Открытый Кремль» (2002), «Анатомия “Тату”» (2003), «Космос. Дорога домой» (2004), «Наша Родина» (2004), «Смерть поэта» (2005), «Девственность» (2008).

Фильмы Манского получили ряд наград: европейский Приз новой кинодокументалистики, учрежденный Евроканалом SAT, «Серебряный голубь» Лейпцигского фестиваля, приз за режиссуру (Локарно), Prix court metrage vision du reel — Nyon, Golden Spire в Сан-Франциско, диплом «Приз Европы», «Серебрянный кентавр» в Санкт-Петербурге, приз европейских киноклубов «Дон Кихот», три номинации Российской киноакадемии «Ника». Лауреат национальной премии «Лавровая ветвь» и премии МВД РФ.