Пришельцы из Сети

Культура
Москва, 02.08.2010
«Эксперт» №30-31 (715)
В последние годы писатели-звезды все чаще приходят в офлайновый мир из интернета. Но способствует ли сетевая популярность росту «бумажных» тиражей?

Рассказами о чудесном превращении популярного блогера в так называемого бумажного писателя, продвижением которого занимается солидное издательство, сегодня никого не удивишь — имена Марты Кетро или Алмата Малатова знают многие. Удивление скорее может вызвать тот факт, что еще несколько лет назад размещение текстов в сети считалось уделом безнадежных маргиналов-неудачников. Хотя среди интернет-литераторов первого призыва немало известных личностей — фантаст и юморист Леонид Каганов, переводчик и пропагандист творчества Мураками Дмитрий Коваленин, журналист Максим Кононенко (aka Mr. Parker) — но все же творчество литературных звезд рунета первой волны так и осталось явлением субкультурным, их выход в большую литературу, по сути, не состоялся. Когда и почему интернет перестал ассоциироваться с аутсайдерством и превратился в мощное средство первоначальной раскрутки? Как сегодня происходит переход «тысячников» из блогосферы на «бумагу»? И не исчезнет ли в скором времени обычная книга под натиском электронных носителей?

Кастрюля, где закипает вода

Русский интернет знает несколько классических историй успеха, словно бы выкроенных по голливудским лекалам. Едва ли не самый яркий пример здесь — Андрей Геласимов. Молодой преподаватель английской литературы из Якутска в конце 1990-х, гуляя по интернету, наткнулся на рекламу конкурса «Тенета» и решил специально для него что-нибудь написать. Так появился первый рассказ Геласимова — «Ты можешь» (банковско-бандитская история, по определению автора). Премии он не получил, но писателя заметили, а главное, с тех пор Геласимов начал регулярно выкладывать все новые и новые тексты на сайте Проза.ру и вскоре стал в рунете популярной фигурой.

Через пару лет, приехав в Москву для работы над докторской, он принес две повести — «Фокс Малдер похож на свинью» и «Жажда» — в Объединенное гуманитарное издательство (ОГИ). Редакторы ОГИ слыхом не слыхивали ни о какой Прозе.ру, и сетевая репутация Геласимова была им неизвестна. Зато в издательстве как раз планировали запускать прозаическую серию, для которой срочно требовался перспективный дебютант. Так Геласимов стал «бумажным» писателем.

Успех пришел мгновенно. Последовали допечатки тиражей, переиздания, шорт-листы престижных премий, восхищенные рецензии известных критиков. С того момента литературная карьера Геласимова представляет собой один сплошной вертикальный взлет, которому не помешала даже радикальная смена прозаиком манеры письма в середине 2000-х. Нынешние тексты Геласимова и тематически, и стилистически разительно отличаются от его первых рассказов и повестей, но читатели по-прежнему раскупают его книги и заполняют залы на творческих вечерах.

Интернет в этом взлете никакой роли не сыграл. Скорее, наоборот, на первых порах сетевой бэкграунд даже несколько мешал — сказывалось традиционное недоверие «бумажных» авторов к выходцам из интернета, который тогда не без оснований рассматривался как пристанище амбициозных графоманов. Дмитрий Быков в злой рецензии под названием «

Новости партнеров

Реклама