НЭП по-омски

Александр Зимний
22 ноября 2010, 10:40

Новая экономическая платформа поможет региону окончательно перейти от ресурсной экономики к инновационной

Предоставлено пресс-службой администрации губернатора
Леонид Полежаев

Своевременная диверсификация экономики помогла Омской области избежать социальной напряженности — в регионе выполняются все программы и обязательства. А новая экономическая платформа, предполагающая создание кластерных производств и новых отраслей, позволит заложить высокие темпы развития на десятилетия вперед. Об этом мы беседуем с губернатором Омской области Леонидом Полежаевым.

Леонид Константинович, сейчас все регионы анализируют уроки кризиса и строят долгосрочные планы развития, в том числе правительство Омской области. Как выглядят предварительные итоги социально-экономического развития Омской области в 2010 году по сравнению с кризисным 2009-м? Как Омская область пережила кризис?

— Я уже не раз говорил, что кризис как таковой для нас начался раньше — с момента перерегистрации «Сибнефти» и ухода из региона крупнейшего налогоплательщика. Поэтому у нас было достаточно времени, чтобы подготовиться. Судите сами, именно в кризис мы ввели порядка сорока новых современных объектов промышленного и инфраструктурного назначения. Среди них крупнейший за Уралом завод стеклотары, современные производства строительных материалов из золошлаковых отходов, предприятие по глубокой обработке древесины, крупные заводы по переработке растительного сырья, подстанция энергоснабжения и многое, многое другое. По сути, созданы ключевые центры притяжения экономической активности не только в областном центре, но и на селе.

Именно в разгар кризиса удалось добиться определенного роста сразу в нескольких отраслях. По росту промышленного производства до конца года мы выйдем на цифру минимум 7,5 процента. Это, кстати говоря, позволит превысить докризисные объемы. Восстанавливаются объемы внешнеторгового оборота, где экспорт превышает импорт. Область продолжает быть серьезным регулятором продовольственного рынка всей страны. По производству мяса и молока наш регион остается на втором месте в Сибирском федеральном округе (СФО). У нас даже строительная отрасль, которая в 2009 году оказалась в эпицентре негативного влияния общего финансово-экономического кризиса, показывает неплохие результаты. По итогам девяти месяцев темп роста 103,6 процента. Это при том, что в целом по России происходит снижение темпов строительства относительно прошлого года (99,2 процента). Планируем обеспечить ввод жилья на 20 процентов больше, чем в прошлом году.

Очень важный для нас показатель — снижение уровня зарегистрированной безработицы до 1,4 процента от экономически активного населения. Фактически мы имеем столько же вакансий, сколько и безработных. И самое главное, начинают работать совершенно новые производства, о которых еще пару-тройку лет назад никто и подумать не мог.

Один из распространенных стереотипов: Омская область — регион оборонно-промышленного комплекса и нефтепереработки. Но, судя по статданным, ситуация меняется. Какие еще отрасли сейчас выделяются в структуре ВРП региона?

— Ситуация действительно изменилась. Структура экономики Омской области в значительной степени диверсифицирована. Помимо крупнейшего в стране оборонно-промышленного комплекса и развитой нефтепереработки и нефтехимии значительный удельный вес в промышленности занимают энергетика и пищевая отрасль. В структуре ВРП, помимо промышленных отраслей, весомую долю составляют строительство, сельское хозяйство и торговля.

Все более заметную роль начинает играть малый бизнес. Его доля в общем объеме налоговых поступлений достигла 20 процентов, хотя всего пять лет назад не превышала и пяти. Общее же число занятых в этом секторе экономики составляет 190 тысяч человек. Это очень серьезный показатель и наш резерв, который мы с каждым годом все активнее задействуем.

Доля агропромышленного комплекса в ВРП области составляет примерно 8–11 процентов, отклонение в ту или иную сторону зависит от многих факторов, начиная c урожайности каждого года и заканчивая международной обстановкой на товарных рынках. В основу развития отрасли положена кластерная стратегия, тон которой задает центральная линия — достижение максимально возможного мультипликативного эффекта на территории за счет создания современного АПК высокой степени переработки. Уже сегодня в рамках специально принятой под этот проект региональной целевой программы «Биокомплекс» ведется строительство одноименного комплекса.

Весомую долю в ВРП имеет пищевая промышленность. Высокая оборачиваемость средств наряду с более высокой рентабельностью, чем в среднем по обрабатывающему сектору, делает эту отрасль очень привлекательной для инвестиций и тем самым обеспечивает ей динамичное развитие.

Кроме того, дает прирост отрасль, определившая специализацию Омского региона. Речь идет о транспорте. Его вклад в развитие региона сегодня оценивается приблизительно в 8–10 процентов. Омская область занимает выгодное географическое положение на перекрестке железнодорожной магистрали континентального значения и судоходного Иртыша, русло которого пролегает по территории трех государств, и имеет все слагаемые для образования не только транспортного узла внутрироссийского значения, но и мультимодального узла международного уровня.

Строительство нового аэропорта в Омске — один из основных стратегических проектов региона. Каково сейчас его состояние? И насколько все-таки нужен новый аэропорт, учитывая динамичное развитие этой инфраструктуры у соседей?

— Необходимость выноса действующего аэропорта Омск Центральный за пределы города назрела давно. Прежде всего из соображений безопасности для жителей города и в целях стратегического развития. В эпоху глобализации, в ситуации жесткой конкуренции за рынки сбыта и инвестиции наличие современного международного аэропорта — дополнительный плюс территории, ее конкурентное преимущество.

Тем более это важно для Омской области, которая находится в более выгодном географическом положении, чем Новосибирск и Красноярск. Наш регион является приграничной территорией, что создает определенные возможности в осуществлении взаимных контактов со Средней Азией и Китаем. Новый аэропорт Омск — Федоровка может стать узловым для российских и международных авиакомпаний, обслуживающих Сибирь, Дальний Восток, а также Казахстан, Китай, Индию и страны Юго-Восточной Азии, и базовым элементом для функционирования мультимодального транспортного узла. Ведь Омск, помимо всего прочего, еще и крупнейший железнодорожный узел, через нас проходит федеральная дорога, у нас действует крупный речной порт, откуда идут грузы в северные регионы России.

Сегодня мы активно ведем переговоры с инвесторами, которые готовы стать партнерами Омской области в финансировании и строительстве этого объекта.

Предпосылки для увеличения объемов международных перевозок наметились уже в нынешнем году. Омский аэропорт в январе-сентябре этого года увеличил пассажиропоток на 27 процентов по сравнению с тем же периодом 2009 года — до 240 тысяч пассажиров. На международных воздушных линиях пассажиропоток увеличился на 81 процент. Омское авиапредприятие обработало грузов на 24 процента больше, чем в 2009 году.

В новом аэропорту по базовому сценарию развития годовой пассажирооборот в 2025 году ожидается в размере 1,15 миллиона человек в год, в 2035 году — 1,59 миллиона, а по оптимистичному сценарию — 1,58 миллиона и 2,3 миллиона соответственно (для сравнения: в 2009 году было 495,7 тысячи пассажиров).

В последнее время в регионе активизировалось малоэтажное домостроительство. Каковы основные подходы к комплексному освоению территорий в Омской области? Какие проекты по малоэтажке уже можно выделить?

— На федеральном уровне подготовлен проект федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы. Это уже третий этап программы «Жилище», который включает в себя комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья путем массового строительства жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, для семей со средним уровнем доходов.

На данный момент зарегистрировано 18 проектов планировки территорий комплексного освоения, 15 проектов находятся в стадии разработки. Подготовлены опережающие предложения по развитию малоэтажного жилищного строительства.

В результате проводимой работы за девять месяцев текущего года темп роста объемов ввода жилья по районам области составил 145,5 процента. В последние три года мы делаем ставку на строительство индивидуального жилья на селе по типу комплексной застройки, со школами, детскими садами, газовыми котельными, дорогами, всей необходимой инфраструктурой. В этом году плановые объемы строительства жилья на селе — 350 тысяч квадратных метров. В следующем — уже 500 тысяч. Параллельно предусматриваем целый комплекс мер поддержки для семей со скромным достатком.

Что удалось изменить в Омской области за счет реализации федеральных нацпроектов, а также других, например «дорожного миллиарда»?

— Здесь результаты очевидны, они отражены в отчетах Минрегионразвития и в его рейтингах. По национальному проекту «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» построено 53,7 тысячи квартир, оказана государственная поддержка в улучшении жилищных условий 4166 молодым семьям, специалистам агропромышленного комплекса и иным гражданам, проживающим в сельской местности. Приобрели собственное жилье 1638 ветеранов, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов. Восстанавливается рынок ипотечного жилищного кредитования. До конца года будет выдано не менее четырех тысяч кредитов и займов, что в два раза выше показателя 2009 года.

В результате реализации национального проекта «Здоровье» значительно выросла укомплектованность кадрами первичного медико-санитарного звена учреждений здравоохранения: врачами с 81,4 до 87,7 процента, медицинскими сестрами — с 81,6 до 89 процентов. Мы продолжаем модернизацию учреждений здравоохранения, которая повысит доступность высокотехнологичной медицинской помощи.

По нацпроекту «Образование» помимо прочих мер мы ориентируемся на достижение высокого качества образовательных услуг. Одна из проблем, с которой мы столкнулись: не все дети в деревнях могут сами добраться до школы, которая в другой деревне. Для этого мы приобрели школьные автобусы. В итоге теперь образование доступно всем — транспортом обеспечены все населенные пункты, где есть дети школьного возраста. В 2010 году на приобретение школьных автобусов направлено 43,7 миллиона рублей, в том числе 22,4 миллиона из областного бюджета и 21,4 миллиона — из федерального.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Омской области началась с ноября 2005 года. За 2006–2007 годы объем финансирования на осуществление проекта за счет всех уровней бюджетов (федерального, областного и местных) составил 3,1 миллиарда рублей. Бюджетные средства направлены сельхозтоваропроизводителям в виде субсидий на развитие животноводства, малых форм хозяйствования и обеспечение доступным жильем молодых специалистов в АПК.

В этом году мы уделяли особое внимание поддержке личных подсобных хозяйств. В пять раз к уровню 2009 года увеличены ставки субсидирования на закупку и реализацию молока в хозяйствах, введен новый вид субсидии — на заготовку и приобретение кормов для коров в личных подсобных хозяйствах. В результате с января по сентябрь 2010 года поголовье коров и закупка молока в хозяйствах населения увеличились.

Что касается «дорожного миллиарда», то в 2008 году из федерального бюджета на строительство и реконструкцию улично-дорожной сети было выделено около 1,2 миллиарда рублей. На эти средства проведена реконструкция магистралей общегородского значения. Кроме того, ведутся работы по строительству путепроводов.

Словом, реализация приоритетных национальных проектов тоже дала новый импульс экономике, но в первую очередь они помогли стабилизировать социально-экономическую обстановку в регионе.