Возвращаемся в городок

Лилия Москаленко
5 декабря 2011, 00:00

Корпорация «Ростик Групп» вывела на розничный рынок новый формат торговли — экобазар, который предлагает свежие продукты напрямую от производителя и достойный сервис

Фото: Архив пресс-службы
Интерьеры «Экобазара» стилизованы под постройки провинциального городка

Пора возродить традицию посещения горожанами базара!» — заявил Владимир Мехришвили, управляющий партнер холдинга «КорпЭстейт», входящего в корпорацию «Ростик Групп». Холдинг на днях открыл в подмосковных Мытищах «Экобазар» — оборудованный по последнему слову техники торговый центр площадью 10 тыс. квадратных метров, где региональные фермеры будут продавать свои продукты. Компания планирует за пять лет открыть десять таких экобазаров в Московской области и прилегающих регионах, в ближайшее время — в Обнинске и Калуге. Инвестиции в первый мытищинский проект составили 20 млн долларов. Руководство «Ростик Групп» рассчитывает на достаточно быстрые сроки окупаемости — не более четырех-шести лет: спрос на натуральные продукты питания в России очень велик.

«Ростик Групп» известна в России прежде всего своим ресторанным бизнесом: входящий в ее состав «Росинтер ресторанс холдинг» — крупнейший игрок на ресторанном рынке СНГ и Восточной Европы, развивает более четырех сотен заведений общественного питания в среднем ценовом сегменте. В корпорации уверены: новый девелоперский проект по строительству фермерского рынка будет не менее перспективным бизнесом. «Покупателям всегда хотелось невозможного: чтобы в супермаркетах продавались овощи только с грядки и молоко из-под коровы и чтобы на колхозных рынках было чисто и безопасно. Мы решили объединить эти требования в одном проекте, продемонстрировав принципиально новую культуру торговли», — рассказывает Владимир Мехришвили.

Новизна проекта прежде всего в концепции, которая предполагает развитую инфраструктуру и прямое общение поставщиков с покупателями. Бо́льшая часть площадей «Экобазара» отведена безбрендовым региональным производителям из Тамбовской, Смоленской, Калужской, Воронежской, Астраханской областей, Красноярского и Алтайского краев, Республик Карелия, Марий Эл, Коми, Беларуси, с Украины, которые предлагают более 300 наименований продуктов. Для них созданы стилизованные торговые павильоны — ландшафтные площадки, разноформатные постройки, которые должны воссоздать «душевность провинциального городка». Концепция «Экобазара» предусматривает торговлю и экзотическими (например, олениной), и промысловыми товарами — медом, орехами, грибами и прочим, а также услуги ресторана и детского центра.

По пути Барселоны

Основатель «Ростик Групп» бизнесмен Ростислав Ордовский-Танаевский-Бланко всегда хорошо чувствовал конъюнктуру. Будучи потомком русско-испанских эмигрантов и проживая в Венесуэле, он в начале 1990-х годов посетил Россию и был удивлен абсолютным отсутствием бытовых услуг. «Негде было проявить пленку и пообедать», — говорил г-н Ордовский-Танаевский-Бланко. Его компания «Ростик Групп» стала первым дистрибутором Kodak на нашем рынке, а ее подразделение «Росинтер» — одним из пионеров столичного ресторанного бизнеса. В конце же 1990-х годов, когда на рынке присутствовали только пафосные заведения да сети фастфуд, компания, опять-таки одной из первых, решила сделать акцент на развитие сети семейных ресторанов, предлагающих популярные кухни — японскую (сеть «Планета суши»), итальянскую (сеть Ile Patio), американскую (Bar&Grill). Число семейных ресторанов для среднего класса увеличивалось на 20–30% в год — не только в столице, но и в регионах.

В 2002-м «Росинтер» первым в российской ресторанной отрасли вышел на фондовый рынок, выпустив облигационный заем на 300 млн рублей. Это событие до сих пор прецедентно для непрозрачной российской ресторанной отрасли. В 2008 году «Росинтер» основал совместное с британской Whitbread PLC предприятие по продвижению в России сети кофеен Costa Cofee.

Однако после кризиса темпы роста в ресторанном сегменте замедлились, и «Ростик Групп» приостановила новые проекты в этой сфере. «Пока арендные ставки настолько высоки, мы планируем более сфокусированный и сдержанный рост ресторанной сети», — говорит г-н Ордовский-Танаевский-Бланко. Недавно группа продала «Ростикс» своему давнему партнеру — глобальной сети KFC. «В посткризисное время очень многие рестораторы заинтересовались фастфудом, поскольку только в этом сегменте сохраняется рост спроса, — комментирует ситуацию владелец компании. — Потому нам кажется нецелесообразным оставаться в этой нише, тем более что фастфуд — сложный и высокотехнологичный бизнес».

Ростислав Ордовский-Танаевский-Бланко, основатель «Ростик Групп», хорошо чувствует рыночную конъюнктуру expert_781_023.jpg Фото: Архив пресс-службы
Ростислав Ордовский-Танаевский-Бланко, основатель «Ростик Групп», хорошо чувствует рыночную конъюнктуру
Фото: Архив пресс-службы

«Ростик Групп» стала развивать и девелоперское направление. Рынок торговых комплексов оказался насыщенным, и пару лет назад компания начала строительство логистических центров для их обслуживания. Однако проект пришлось приостановить — финансировавшие его банки обанкротились в кризис. Тогда и возникла идея организовать торговлю фермерской продукцией. Потребительский спрос в кризис изменился — люди стали более требовательными к качеству продуктов и уже не хотели переплачивать за бренд. Отсюда бурный интерес россиян к выездным региональным ярмаркам в Липецке, Тамбове и прочих городах, куда частники привозят экологически чистые молоко, мясо, овощи. В мегаполисах такую продукцию в последнее время купить все сложнее: в Москве, например, власти активно сокращают число колхозных рынков.

Помимо спроса населения на натуральные продукты у «Ростик Групп» был еще один стимул заняться фермерской торговлей — запуск в Московской области правительственных программ по развитию частных аграрных хозяйств. Так при содействии властей Мытищинского района началось строительство «Экобазара». За основу были взяты муниципальные рынки Барселоны — La Boqueria и Santa Catarina, которые являются не только местами совершения покупок, но и центрами притяжения туристов.

Между рынком и супермаркетом

Формат экобазара имеет хорошие перспективы — прямых конкурентов у него нет. В 2009 году в одном из столичных торговых центров появился «Фреш маркет», который попытался наладить торговлю натуральными продуктами. Однако ассортимент оказался небольшим — всего несколько десятков наименований, и проект должного развития не получил. По сути, конкуренты новому формату — это колхозные рынки и продовольственные супер- и гипермаркеты.

Очевидно, что «Экобазар» вряд ли сможет предложить фермерам более низкие арендные ставки, чем рынки. Компания использует современные и достаточно дорогие инженерные решения, подобные сегодня есть только в «Москве Сити»: систему рекуперации тепла, компенсации реактивной мощности энергоснабжения, систему накопления дождевой воды, вентиляции и проч. Однако условия, предлагаемые фермерам «Экобазаром», — на порядок лучше, чем у рынков. Компания бесплатно предоставляет арендаторам необходимое оборудование, например, пилы и мясорубки для разделки мяса, форму для продавцов, а также технологические новинки, например «выносной холод». Благодаря этой технологии продукция, например рыба из морозильных камер, переносится на прилавки в «потоке холода», что исключает возможность распространения специфических запахов.

Кроме того, фермерам предоставляются услуги собственной ветеринарной лаборатории. «Мы начинаем работать с поставщиком только после микробиологических тестов его продукции, — говорит Владимир Мехришвили, — и этим мы отличаемся от рынков, где любую справку можно купить».

Продовольственные супермаркеты, такие как «Ашан», «Дикси», — более серьезные и раскрученные конкуренты. Состязаться с ними «Экобазар» может только наличием фермерской продукции — ее нет у ритейлеров с типовым ассортиментом. Еще одно конкурентное преимущество: концепция «Экобазара» позволяет избежать извечного конфликта между производителями и розницей. «Ритейлеры зарабатывают на марже, поэтому они заинтересованы в самых низких ценах, — комментирует Валерия Силина, вице-президент по корпоративным коммуникациям компании “Ростик Групп”. — У нас нет такой задачи, мы зарабатываем на аренде хорошо обустроенной площадки». Этот фактор может привлечь множество малоизвестных региональных производителей, которым не удается «встать на полки». Наконец, благодаря отсутствию посредников, а также расходов на продвижение (продукция в «Экобазаре» преимущественно безбрендовая) цены в новом формате могут быть даже ниже, чем в обычной рознице.