Восстание динозавров

Культура
Москва, 16.01.2012
«Эксперт» №2 (785)
Что принес кинематографу 2011 год и как это пригодится в 2012-м

Итоги минувшего года можно подвести лишь с наступлением нового. 2011-й оказался не революционным, но поворотным — причем не только для отечественного, но и для мирового кино. Плавно миновав нулевые, мы вступили в новое десятилетие. И совсем не с тем багажом, с которым предполагали в него вступать.

Конец блокбастеров

Российский кинематограф вынужден попрощаться с самым красивым мифом 2000-х — отечественным блокбастером. История с «Дозорами» и вознесением Тимура Бекмамбетова от статуса одаренного рекламщика к имиджу гения коммерческого кино, а также волшебным превращением Константина Эрнста из теленачальника в лучшего продюсера РФ закончилась досрочно, полностью себя изжив. Пиком эпидемии «тотальных блокбастеров» стала «Ирония судьбы. Продолжение», выжавшая из карманов соотечественников максимум (больше 50 млн долларов), но и заставившая их окончательно разувериться в легенде о возрождении советского кино.

Рубеж 2011–2012 мы встречали, впервые за долгие годы, без отечественного кинохита, оккупировавшего все экраны: по инерции неплохие деньги собрали «Иван-царевич и Серый волк» и «О чем еще говорят мужчины», однако второй «Шерлок Холмс» их предсказуемо обошел — и вообще, ситуация наконец-то стала напоминать рыночную. По тем же непреложным законам «Высоцкий» собрал большую сумму (видимо, меньше 30 млн), но былым победам Дирекции кино не чета. Учитывая приличный бюджет и массированную рекламу, вряд ли картина ушла далеко от порога окупаемости.

Произошло то, что должно было случиться: публика наконец осознала, что с Голливудом на его же поле (то есть поле широкого проката) наше кино не сравнится. Пока суммы кассовых сборов в кинотеатрах страны росли, внимание к российским фильмам закономерно снижалось. Фиаско? Не вполне. Блокбастеры провалились как класс, это факт. Зато авторское кино наконец-то пошло в гору. Пока не в прокате (хотя 13 млн зрителей и рекордный рейтинг для телепоказа «Елены» — серьезный показатель: публика есть, осталось вытащить ее в кино), но как минимум в профессиональной среде.

Год принес неслыханное количество ярких, неординарных авторских картин: «В субботу» Александра Миндадзе, «Елена» Андрея Звягинцева, «Фауст» Александра Сокурова, «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой. Плюс призы в Каннах, Венеции, Москве и на десятке фестивалей поменьше. Пора вспомнить, что мир судит о нашем кинематографе по фильмам Андрея Тарковского — и воспользоваться этим культурным багажом. Россия никакая не фабрика грез, Россия — страна больших художников. Тем и ценна.

Авторы против сиквелов

Как ни странно, в 2011-м российские тенденции отразили мировые. Минувший год стал кризисным для Голливуда. Нет, денег было заработано полным-полно, зрительская активность оставалась высокой, но кризис уже не за горами. Пока не финансовый, а идейный. Но ведь это еще опасней. Самыми громкими и успешными фильмами сезона стали «Кун-фу Панда-2», «Тачки-2», «Пираты Карибского моря-4», «Трансформеры-3», «Г

У партнеров

    «Эксперт»
    №2 (785) 16 января 2012
    Политические перспективы
    Содержание:
    Истерически возвышенный постмодерн

    Составляющие ядро декабрьских протестных митингов люди важны для развития политической системы страны. Но опираться на них нельзя. Движущую силу развития надо искать в более приземленных слоях

    Реклама