Посланцы великой культуры

Марк Завадский
3 июня 2013, 00:00

Китайские туристы становятся главным источником роста туристической индустрии по всему миру — с необратимыми последствиями для последней

Фото: Алексей Андреев
Госсовет КНР опубликовал памятку о том, как китайским туристам следует вести себя за границей, чтобы не посрамить честь нации. В числе недостойных поступков были названы рисование символов на культурных памятниках и нанесение надписей, фотографирование достопримечательностей там, где это запрещено, курение в общественных местах, проход без очереди и плевки на улице

«Здесь был Дин Цзиньхао» — эта надпись появилась на египетском барельефе 3500-летней давности еще пару лет назад, но китайский интернет она взорвала на прошлой неделе, когда ее сфотографировал и выложил в сеть один из блогеров. Китайские интернет-пользователи довольно быстро сумели вычислить незадачливого 15-летнего Дина, за которого публично пришлось извиняться родителям. «Мы недоглядели за ним», — признались они в интервью газете, покаявшись также и в недостаточно хорошем воспитании. Сам Дин, как сообщается, проплакал целую ночь, и было от чего — в интернете выложены его полные данные с фотографиями, номерами детского сада и школы, в которой он учится.

В прошлом году Китай официально стал крупнейшей туристической страной мира, обогнав многолетних лидеров США и Германию. В 2012 году китайцы совершили свыше 83 млн зарубежных поездок — рост более чем в восемь раз с 2000-го. Примерно так же увеличились и расходы китайцев за рубежом — до 104 млрд долларов (рост на 40% с 2011 года).

Как и в других отраслях, наступление Китая на туристическую сферу идет по всем фронтам. На прошлой неделе было объявлено о том, что китайский холдинг Fosun станет одним из двух основных акционеров старейшей французской отельной компании Club Méditerranée, акции которой в результате этого поглощения перестанут торговаться на фондовом рынке. Сделка пока не одобрена советом директоров французской компании, но, по мнению большинства экспертов, китайское предложение будет принято. Club Med переживает сегодня далеко не лучшие времена и рассматривает Китай как главное стратегическое направление своего развития.

Культурные особенности

История с Дином Цзиньхао, разумеется, далеко не единичный случай неподобающего поведения китайских туристов за рубежом, в китайском интернете сегодня обсуждаются тысячи подобных историй. Китайским туристам не слишком рады даже в близких КНР по ментальности Гонконге и Тайване.

Так, тайваньцы обвиняют китайских путешественников (большинство приезжают в составе организованных групп и перемещаются по острову на автобусах) в отсутствии представлений о нормах поведения в общественных местах. «От них всегда остается куча мусора, мы сами уже не можем никуда спокойно съездить, кругом толпы народа», — жалуется «Эксперту» одна из жительниц Тайбэя. В Гонконге полемика вылилась на полосы местных газет, в которых появилась антикитайская реклама, где китайских туристов сравнили с саранчой. Деньги на полосную рекламу в популярной газете China Daily собрали через интернет несколько гражданских активистов. Впрочем, с опасением к туристам из КНР относятся и в других странах. Возле парижского Лувра долгое время висела табличка на китайском, сообщавшая о том, что справлять большую и малую нужду можно только в специально отведенных для этого местах.

В конце мая Госсовет КНР даже опубликовал памятку о том, как китайским туристам следует вести себя за границей, чтобы не посрамить честь нации. В числе недостойных поступков были названы рисование символов на культурных памятниках и нанесение надписей, фотографирование культурных достопримечательностей там, где это запрещено, курение в общественных местах, проход без очереди и плевки на улице. В октябре в Китае должны принять закон о туризме, который позволит туркомпаниям наказывать туристов за плохое поведение, правда, механизмы поиска виновных и наказания пока не определены.

Официальное китайское новостное агентство «Синьхуа» опубликовало целую подборку фотографий: надписи на китайском на различных культурных памятниках в Египте, Таиланде, Пулау, а также внутри самого Китая, обратившись с призывом к гражданам: «Мы не можем ожидать, чтобы каждый из нас был образцом цивилизованности, но не забывайте, что за рубежом вы представляете не только себя, но и весь Китай».

Бизнес на китайцах

Впрочем, раздражение от китайских туристов с лихвой компенсируется доходами, которые они приносят и туристической индустрии, и экономикам принимающих стран в целом. Во многих городах местные бизнесы переориентируют свою торговлю на туристов из КНР, пытаясь подстроиться под их вкусы. Мошенники, впрочем, не отстают от торговцев. По данным гонконгской газеты The South China Morning Post, в Париже китайские туристы все чаще становятся жертвами уличных грабителей: китайцы не доверяют банковским картам, предпочитая платить наличными, что уже давно не секрет для французского преступного мира.

Еще пример: Le Mond начала выпускать специальное приложение на китайском, предназначенное для китайских туристов и распространяющееся отдельно от основного издания. По словам собеседников «Эксперта» во французской газете, на сегодня это один из самых выгодных проектов компании.

Участники турбизнеса говорят и об изменившихся предпочтениях туристов из КНР. «Раньше наиболее популярными были комбинированные туры, например восемь европейских стран за десять дней, многие китайцы думали, что выезжают за рубеж раз в жизни, и хотели успеть увидеть как можно больше, — говорит “Эксперту” сотрудник китайской туристической компании СITIC Лю Ман. — Но теперь они предпочитают проводить на одном месте больше времени, откладывая другие страны на следующий раз».

Продажа на вырост

Club Méditerranée — одна из старейших и уважаемых европейских турфирм, и грядущий переход ее под контроль китайцев в туристической индустрии означает не меньше, чем покупка Lenovo IBM или Geely — Volvo. Компания существует с 1950 года и владеет или управляет курортами по всему миру. За свою историю она неоднократно находилась на грани банкротства, но всякий раз умудрялась придумать новую модель для роста. В ближайшие годы Club Med собирается сфокусироваться на развитии бизнеса в Азии и в Китае, и здесь китайский акционер будет как нельзя кстати.

До Club Med китайские инвесторы почти не инвестировали в известные туристические бренды, предпочитая строить отели с нуля, в основном в Азии, где китайцы активно инвестируют в туристическую инфраструктуру во Вьетнаме, Таиланде, Мьянме и Индонезии. «В данном случае китайцам нужны не только сами отели, но и технологии их обслуживания, у Club Med в этом огромный опыт, они могут сделать курорты с уникальным по качеству обслуживанием, для Китая это очень важно, здесь сервис не на высоте», — говорит «Эксперту» сотрудник гонконгской консалтинговой компании Travelmart Кельвин Яо.

На китайский рынок сегодня смотрит большинство крупных отельных сетей в самых разных ценовых категориях, от Starwood и Intercontinental до Accor. «Для крупной сети отели в Китае — это одновременно и отличный бизнес, и хорошие рекламные возможности: если понравиться китайцам внутри страны, велика вероятность, что они затем выберут тот же отель и в тех странах, в которые отправятся путешествовать», — говорит Яо.

Очевидно, что нынешнее поведение китайцев за границей должно будет меняться, и не только вследствие циркуляров и законов, выпускаемых китайскими властями. Население КНР становится все более городским, сами города — все более цивилизованными, а это значит, что будут меняться и улучшаться привычки китайских туристов. К сожалению, это может сказаться и на финансовых поступлениях — «новые китайцы» будут куда осмотрительнее тратить деньги в зарубежных поездках. Это должны понимать все, кто сегодня критикует китайцев за не лучшие манеры и незнание правил приличия.

Гонконг