Кредит на условиях клиента

12 августа 2013, 00:00
Фото: РИА Новости
Олег Тиньков столкнулся с непростым клиентом

Житель Воронежа намерен отсудить у банка «Тинькофф» 24 млн рублей.

История началась в 2008 году. Ее герою по электронной почте пришло предложение от банка оформить кредитную карту, заполнив анкету-заявку. Клиент внес в документ свои поправки, указав, что процентная ставка за пользование кредитом и комиссия за выдачу наличных средств составляют 0%, а «клиент вправе не оплачивать все комиссии и платы, предусмотренные тарифами». Кроме того, оговорив, что банк не имеет права вносить изменения и дополнения в условия в одностороннем порядке, он указал, что в случае нарушения этого пункта банк выплачивает компенсацию в размере 3 млн рублей за каждое изменение, а при расторжении договора в одностороннем порядке — 6 млн.

В ответ банк, где, видимо, не ожидали, что им попался юридически грамотный клиент, и поэтому не прочитали присланный им вариант договора, выслал заявителю утвержденную анкету-заявку и кредитную карту. Тем самым он согласился на условия клиента.

В 2010 году банк расторг с этим клиентом договор, заявив, что тот просрочил платеж. А через два года компания обратилась в суд, чтобы взыскать с воронежца стандартные просрочки, комиссии и штрафы. Но суд признал договор, составленный клиентом, законным.

А недавно воронежец, оплатив только сумму основного долга, подал свой иск, требуя с банка 24 млн рублей компенсации за нарушение пунктов кредитного договора, заключенного на его условиях.

Шансы на выигрыш дела у воронежца высоки. Несмотря на это, банк продолжает оказывать на своего бывшего клиента давление, посылая ему по три SMS в день о необходимости уплаты долгов. А Олег Тиньков, владелец банка, в твиттере обвинил воронежца в мошенничестве и заявил, что тот должен получить по крайней мере четыре года. На что получил отповедь от юристов агентства «Консультант», представляющих интересы бывшего клиента банка в суде: «Если в течение суток от представителей банка и от господина Тинькова не последует публичных извинений на тех же интернет-ресурсах, то им придется доказывать в суде, что клиент банка мошенник. Мы удивлены тем, что человека без суда и следствия обвинили в тяжком преступлении и уже определили срок, на который он сядет. Поэтому придется подавать иски о защите чести и достоинства с требованием компенсации морального вреда к тем лицам, которые публично и в СМИ назвали нашего клиента мошенником. И представители банка получат еще более абсурдную ситуацию. Приговоры в России все еще выносит суд, а не банкиры».

Простые люди, судя по обсуждению в интернете, тоже на стороне воронежца: наконец кому-то удалось «нагнуть» банкира. А банкир обвиняет всех злорадствующих в любви к халяве и в отсутствии моральных принципов — все одобряют отказ от честной оплаты услуг и долгов. Забывая при этом, что многие из пишущих испытали на себе или были свидетелями того, как банки вводят потенциальных владельцев кредитных карт и заемщиков в заблуждение. Так, по словам Дмитрия Янина, председателя Конфедерации обществ защиты прав потребителей, многие банки до сих пор уклоняются от предоставления полной информации об условиях кредитования до последнего момента и сообщают фактическую стоимость кредита непосредственно перед подписанием юридически обязывающего документа: «Есть банки, раскрывающие полную стоимость кредита на очень поздней стадии. Если говорить медицинским языком, то на третьем триместре беременности, прямо перед подписанием кредитного договора».

Да и не всегда заемщик полностью улавливает смысл условий, написанных мелким шрифтом, которые оговаривают штрафы, случаи, когда взимаются комиссионные, санкции за просрочку платежа, плата за сопутствующие услуги. К тому же уровень ставки зависит от информации, которую собрал о клиенте банк. В итоге вместо увиденного на сайте банка приемлемого уровня базового процента клиент сталкивается с тем, что фактический процент для него вырастает в разы: до 40–60% в год.