General Motors: побег из России

Тема недели
Москва, 21.03.2015
«Эксперт» №13 (939)
Из-за глубокого кризиса российский автомобильный рынок начинают покидать значимые игроки

Американский автогигант General Motors практически сворачивает свою деятельность у нас: до конца года будет остановлена продажа ключевой для Европы марки концерна — Opel. Прекращаются и поставки большинства моделей марки Chevrolet (за исключением таких премиальных машин, как Corvette, Tahoe, Camaro; останется и премиальная марка Cadillac).

Совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ» (выпускает популярный внедорожник Chevrolet Niva) продолжит работу, однако у СП остановлено строительство предприятия, где предполагалось выпускать обновленную модель. Что касается завода GM под Петербургом, который был запущен в 2008-м и обошелся в 300 млн долларов, то он будет закрыт и законсервирован к середине года.

Руководство GM объясняет уход из России падением продаж своей продукции, а также тем, что дальнейшая локализация выпускаемых на российской территории машин потребует значительных инвестиций, которые американцы в условиях драматично падающего рынка считают неоправданными. Действительно, за последние месяцы продажи Opel и Chevrolet серьезно упали — по итогам февраля они сократились по сравнению с февралем прошлого года соответственно на 74 и 86% (до 3,2 и 0,9 тыс. единиц). И если в феврале прошлого года Opel занимал на российском рынке 11-е место, то сейчас откатился на 21-е.

Российские потери этих марок связаны с тем, что для нашей страны их модельный ряд был не совсем удачен — в частности, им не удалось занять сильные позиции в сегменте кроссоверов, наиболее перспективном на рынке. Хотя в некоторых нишах компания лидировала — например, модели Chevrolet Orlando и Opel Zafira держали верхние строчки рейтинга в классе семейных семиместных компакт-вэнов.

Впрочем, главный фактор падения спроса — неспособность или нежелание GM себе в убыток удерживать цены, растущие на фоне девальвации рубля. Так, одна из ключевых моделей в массовом сегменте, Chevrolet Cruze, год назад стоила порядка 500 тыс. рублей, сейчас же ее розничная цена превышает 1 млн. В результате если за январь–февраль прошлого года было продано около 7 тыс. этих автомобилей, то за два первых месяца 2015-го — чуть более 600 единиц. На решение уйти из России GM также повлиял тот факт, что европейский бизнес компании и без того убыточен. Не последнюю роль сыграла и политическая составляющая — американский бизнес сейчас с осторожностью относится к развитию в России.

Вполне вероятно, что вслед за GM деятельность на российском рынке приостановят и другие компании — уже ходят слухи о прекращении поставок машин в Россию такими марками, как Ssang Young и FIAT, поговаривают о возможном уходе и некоторых японских компаний, чьи продажи за последний месяц рухнули на 80–90%.

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (939) 23 марта 2015
    Товарный империализм
    Содержание:
    Коротко
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Потребление
    Специальное обозрение
    На улице Правды
    Реклама