Преодолевая двадцатилетний разрыв

Наука и технологии
Москва, 28.11.2016
«Эксперт» №48 (1009)
Оказалось, что даже двадцатилетнее отставание можно преодолеть, владея теорией вопроса и развивая ее, опираясь на опыт и школу предыдущих поколений инженеров и «бирюзовые» настроения специалистов

Иллюстрация: КОНСТАНТИН БАТЫНКОВ

Инерциальная навигация — единственное на сегодняшний день автономное средство определения местоположения и ориентации объекта. В настоящее время автономные системы инерциальной навигации — неотъемлемая часть любого подвижного объекта: ракеты, самолета, вертолета, корабля, а сейчас уже и автомобилей, танков, БМП и даже отдельных бойцов, поскольку везде требуется информация о положении объекта в пространстве и везде присутствует инерциальная система. А сейчас отрасль переживает настоящий бум в связи с тем, что появляется управляемое оружие, беспилотные летательные аппараты, военные роботы — все эти объекты требуют управления с использованием информации о местоположении и углах ориентации. Ключевой элемент системы инерциальной навигации — это гироскоп, устройство, которое в сочетании с другим устройством — акселерометром* позволяет определять параметры, характеризующие движение (или положение) объекта, на котором оно установлено, а также осуществлять стабилизацию этого объекта.

На прошлой неделе информационные потоки сошлись таким образом, что все говорили о новой технологической революции, в которую должна «вписаться» Россия
Редакционная статья

В компании «Инерциальные технологии “Технокомплекса”» (ИТТ) занимаются несколькими типами гироскопов, в первую очередь для летательных аппаратов, ракет и для использования в космосе. Если говорить о технологиях вчерашнего дня, то это механические гироскопы. Технологии сегодняшнего дня — гироскопы лазерные. А технологии завтрашнего дня — это, во-первых, микроэлектромеханические системы (МЭМС), устройства, которые объединят в себе микроэлектронные и микромеханические компоненты, по сути, это микросхемы; во-вторых, в точной области — волновой твердотельный гироскоп (ВТГ), новый тип датчиков, на который делают ставку самые передовые компании мира. В мире такой техникой — инерциальными навигационными системами высокой точности — обладают только четыре страны помимо России: США, Франция, Израиль и Китай, который с нашей помощью овладел этой технологией в 90-е годы прошлого века.

Бирюзовые цвета будущего

По мнению генерального директора ИТТ Андрея Требухова (хотя он и делает оговорку, что, возможно, с такой оценкой согласятся не все специалисты в этой области), «еще недавно Россия отставала от развитых стран в области инерциальных систем лет на двадцать. И обусловлено это было практикой копирования иностранных образцов, принятой в СССР». Ситуация усугубилась в 1990-е.

Но за последние годы после создания ИТТ, по мнению Требухова и других сотрудников компании, ИТТ максимально приблизилась к мировым лидерам отрасли во всех ее направлениях: механических, лазерных системах, системах на ВТГ и МЭМС.

Это потребовало разработки многих очень сложных технологий. Отмечая важность разнообразных тонких технологий, которыми приходится заниматься специалистам ИТТ, Андрей Требухов подчеркивает, что в основе успехов компании в разработке приборов и технологий лежит т

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (1009) 28 ноября 2016
    Вкалывают роботы - счастлив человек
    Содержание:
    Что сулит миру мир интернет-вещей

    Мы стоим на пороге новой экономики: интернет и связанные с ним технологии принципиально преобразят нашу индустриальную, производственную (а не потребительскую) жизнь. Это сулит нам колоссальный рост эффективности. Но что будет с человеком — он будет потреблять или производить и творить?

    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама