Несостоятельный муниципалитет

Политика
Москва, 25.03.2019
«Эксперт» №13 (1113)
Без денег и полномочий, но с 13 индикаторами и 27 показателями эффективности: уволить главу муниципалитета станет проще

ТАСС

В Госдуме предложили окончательно спрямить вертикаль власти и позволить главам регионов увольнять глав муниципалитетов за «недостижение минимальных показателей эффективности». Такая инициатива прозвучала на круглом столе, организованном думским комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. К слову, с этой поправкой вся система местного самоуправления, де-юре независимая от органов власти, может быть просто упразднена — правда, вместе со статьей 12 Конституции.

Пока что отстранить главу муниципалитета возможно только по решению суда, да и то за нарушение законов и нецелевое расходование средств. Депутаты предлагают поставить судьбу чиновника в зависимость от состояния 13 основных индикаторов, которые сформулированы в «Перечне показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», подписанном президентом в 2008 году. Там есть и «число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тысяч человек», и «доля протяженности автодорог общего пользования», и «общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя». В общем, все то, что от главы муниципалитета не зависит никаким образом. Помимо 13 основных есть и 27 дополнительных показателей, утвержденных постановлением правительства в 2012 году. Ситуация та же. Эти документы сегодня выглядят абсолютным анахронизмом: деньги у муниципалитетов отняли, полномочия отняли, а индикаторы остались. А теперь за них еще и увольнять будут.

Как рассказал нам председатель комиссии Общественной палаты (ОП) по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов, глава муниципалитета ответствен даже «за долю выпускников школ, не получивших аттестат о среднем полном образовании». Притом что «за содержание образовательного процесса органы местного управления не отвечают, они отвечают за функционирование организаций», — добавляет эксперт.

«У нас уже лет десять или пятнадцать говорится, что надо оставлять в муниципалитетах хотя бы часть налога на прибыль, но все эти разговоры и даже поручения президента не были реализованы», — поясняет «Эксперту» зампред комиссии ОП по территориальному развитию и местному самоуправлению Светлана Разворотнева.

«У нас в целом система сложилась таким образом, что практически две трети консолидированного бюджета страны — это федеральный бюджет, и менее десяти процентов занимают бюджеты муниципальных образований», — отмечает Андрей Максимов. Еще в 2012 году Владимир Путин говорил о необходимости создать «финансово состоятельные» муниципалитеты, способные решать «повседневные людские проблемы». Однако даже сегодня в ходе реализации «мусорной» реформы органы местного самоуправления (ОМС) лишь признаются в собственном бессилии и кивают в сторону региональной администрации.

Комплексные проблемы муниципалитетов никуда не делись. Глава ОМС связан «с хроническим дефицитом политических возможностей, экономических ресурсов, элементарного права голоса в решении

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (1113) 25 марта 2019
    ХАЙ ЖИВЕ!
    Содержание:
    Рокировка «Ноль Первого»

    Отставка президента Казахстана Нурсултана Назарбаева запустила плавный транзит верховной власти в стране. Сосредоточение у лидера нации значительных властных полномочий и влияния должно обеспечить преемственность курса

    Разное
    Экономика и финансы
    Панорама страхования
    Реклама