Выходки Мерфи

26 марта 2007, 00:00

Фильм «Уловки Норбита» – закономерное продолжение темы пошлости американского юмора. Его ставший традиционным в массовом кино имидж «ниже пояса» укрепляет свои позиции. Вполне возможно, что градус юмора, как и приспущенные штаны, упал еще ниже, когда за дело взялся главный шутник и озорник Голливуда Эдди Мерфи. Конечно, в появлении банальной клоунады после всех «Чокнутых профессоров» нет ничего удивительного. Но почему актер, чей незаурядный талант раскрылся в таком достойном образчике голливудской комедии, как «Поездка в Америку», продолжает порочить свою репутацию? На этот вопрос есть ответ: масштабный кризис идей в области развлекательного американского кино не может не коснуться и одинокой личности. Сюда следует добавить тот же возраст (Мерфи уже не молод) и желание быстро и не утруждаясь срубить как можно больше капусты: актер использует набивший оскомину, но зато экономически выгодный ход – исполнение сразу нескольких ролей. В фильме он играет забитого, бесхарактерного подкаблучника Норбита и тучную, весом в тонну, дамочку по имени Распутия, а также малозаметную и ничем не привлекательную роль хозяина детского приюта мистера Вонга.

Кстати, в оригинальном варианте фильм называется просто «Норбит». Видимо, прокатчики, добавив довесок «уловки», сразу рассчитывали на низкий интеллектуальный уровень будущего зрителя, не способного идентифицировать в сем заковыристом слове имя. А может быть, «уловки», как и слово «лопата», намекает на то, что при просмотре надо смеяться. К тому же, учитывая содержание фильма: серую и незаметную роль героя и занявшую почти весь экран комплекцию героини, его логичнее было бы назвать «Распутия». Шутки, так условно можно обозначить все, над чем в фильме полагается смеяться, вертятся вокруг монструозного живота этой дамы и отсылают к балаганным развлечениям средневековья. Масса тела, помноженная на отсутствие воображения, равняется пошлости и скабрезности в квадрате. Поломанные кровати, поглощаемая килограммами сдоба, пробоины в стенах и даже, пардон, плавки, которые невозможно разглядеть под сальными складками, и порча воздуха в общественных местах – все это без стеснения эксплуатируется его создателями.

 Оригинальной роль Распутии никак не назовешь. Талант Мерфи погиб под килограммами грима. Неудивительно, что образ пошлой и глупой бабищи, цель жизни которой – съесть что-то вкусненькое да поиздеваться над слабовольным муженьком, совершенно не поспособствовала раскрытию новых, неожиданных граней актерского таланта Мерфи. Единственная польза, которую может принести фильм, так это профилактика болезни лишнего веса, которой, по последним статданным, так подвержены американцы. Хотя, с другой стороны, над болезнью смеяться не просто неполиткорректно, а грешно! Но, видимо, гражданам США это нравится: в американском прокате фильм собрал 80 млн долларов, а это вполне внушительная цифра для бюджета в 60.