Перспективы роста

Виктор Глумсков
14 мая 2007, 00:00

Мировая экономика находится и еще будет находиться, как минимум в ближайшие два года, в самом сбалансированном и здоровом состоянии с 70-х годов, несмотря на проблемы с рынком жилья в США и некоторую нестабильность финансовых рынков

14–15 апреля в Вашингтоне прошла 15-я совместная конференция Международного валютного фонда и Всемирного банка. Одним из самых обсуждаемых стал ежегодный доклад МВФ «Перспективы развития мировой экономики в 2007г.: Вторичные эффекты и циклы в мировой экономике».

Главный вывод, к которому пришли эксперты фонда, проанализировав состояние глобальной экономики, – она по-прежнему характеризуется хорошими предпосылками для дальнейшего активного роста в 2007 и 2008 годах. Правда, составители доклада осторожно замечают, что, несмотря на то что сегодня состояние экономики выглядит более обнадеживающим, чем еще полгода назад, говорить об абсолютном здоровье несколько преждевременно: «Риски в отношении перспектив экономики... все еще смещены в сторону ухудшения ситуации». Особо отмечена обеспокоенность в отношении финансовых рисков.

«Перспективы...» очерчивают некоторые основные факторы, определяющие на сегодняшний день состояние мировой экономики и составляющие основу для оптимистического прогноза. Во-первых, хотя рост экономики США замедлился более существенно, чем ожидалось, влияние этого замедления (вторичные эффекты) на другие страны ограничено (за исключением ближайших соседей, в первую очередь Канады и Мексики). Во-вторых, во всем мире наблюдается устойчивая динамика роста деловой активности. И в-третьих, произошло снижение рисков инфляции.

Год прошедший

По оценке МВФ, в целом темпы роста глобальной экономики в 2006 году были активными и составили 5,4%. В то же время в США, на долю которых приходится одна пятая мирового ВВП, рост экономики замедлился из-за резкого спада на рынке недвижимости, в первую очередь на рынке первичного жилья. В еврозоне вследствие укрепления внутреннего спроса темпы экономического роста достигли рекордного за последние шесть лет значения. Интересная ситуация наблюдалась в другой самой крупной мировой экономике – в Японии. В июне–июле 2006 года экономическая активность в этой стране замедлилась, но к концу года вновь набрала обороты.

Быстрый рост в прошлом году наблюдался в странах с формирующейся экономикой (Индия, Китай, Россия, Турция) и развивающихся. Кроме этого, темпы роста оставались на устойчиво высоком уровне и в других регионах, так как их экономика выигрывала от стабильно высоких цен на товары, особенно биржевые, а также от сохраняющихся благоприятных финансовых условий.

Поговорка «Когда Штаты чихают, весь мир подхватывает простуду» по-прежнему остается актуальной: сбои в экономическом росте в США действительно влияют на рост в других странах мира

Инфляционное давление, под знаком которого прошла первая половина 2006 года (из-за повышения цен на углеводородное сырье), ослабло во второй половине года. Поэтому, несмотря на напряженную ситуацию, отмечавшуюся на мировых финансовых рынках в феврале–марте этого года, а также на усиливающуюся обеспокоенность относительно североамериканского рынка ипотечных кредитов для ненадежных заемщиков, цены на мировых фондовых рынках приближаются к рекордным, а спреды, обусловленные рисками, на большинстве из них уменьшились.

На валютных рынках в течение всего прошлого года наблюдалось падение доллара США относительно других валют, в основном евро и фунта стерлинга. Снижался и курс японской иены из-за того, что хотя Япония и отошла в июне 2006-го от финансовой политики нулевой процентной ставки, ее значения в перспективе будут оставаться низкими. Последнее и стимулирует отток капиталов из страны. Отмечается и небольшое снижение курса китайской национальной валюты в реальном эффективном выражении, хотя по отношению к доллару юань немного подрос.

Особо отмечен в докладе дальнейший рост торгового дефицита США, который в прошлом году достиг 6,5% от ВВП страны при снижении ненефтяного торгового дефицита. А вот в Японии, Китае и ближневосточных странах–экспортерах нефти имел место дальнейший рост профицита бюджетов.

Мировая денежно-кредитная политика в целом отличалась смещением в сторону ужесточения. Так, Федеральный резервный банк США не изменяет величину процентной ставки с июня прошлого года, чтобы обеспечить баланс между рисками, связанными с остыванием экономики страны, с одной стороны, и все еще сохраняющейся тревожностью относительно инфляции – с другой. В Евросоюзе Центральный банк совместно с центральными банками государств-членов продолжает сворачивать адаптивную денежно-кредитную политику. Банк Японии, как уже упоминалось, очень медленно повышает свою процентную ставку. Ряд стран с формирующимся рынком – Китай, Индия, Турция – также ужесточили денежно-кредитную политику. Бюджетные же позиции стран с развитой экономикой в прошлом году серьезно укрепились. Так, Германия, США и Япония значительно снизили свои бюджетные дефициты не в последнюю очередь за счет быстрого роста налоговых поступлений.

Год грядущий

По прогнозам экспертов МВФ, в течение 2007–2008 годов темпы роста глобальной экономики снизятся до 4,9%, что остается в высшей степени здоровым показателем. В Соединенных Штатах ожидается снижение деловой активности до 2,2% (против 3,3% в 2006-м). Если прогноз оправдается, это будет самый низкий показатель деловой активности США за последние пять лет. Впрочем, эта цифра может измениться в сторону увеличения – если сбудутся надежды экономистов на прекращение сдерживающего воздействия жилищного сектора. Отметим, что в «Перспективах...» аналитики МВФ снизили свой прогноз роста США – еще в сентябре их оценка составляла 2,9%.

В зоне евро на фоне уже упоминавшегося сворачивания адаптивной денежно-кредитной политики, а также дальнейшей бюджетной консолидации темпы роста снизятся с 2,6 до 2,3%. Хотя в некоторых европейских странах будет наблюдаться обратная картина. Так, ожидается, что темпы роста германской экономики возрастут с 1,8% в этом году до 1,9% в следующем. А вот в Великобритании, чей рост в 2007 году, по прогнозам МВФ, составит 2,9%, через год будет наблюдаться снижение темпов до 2,7%. В то же время в новых европейских странах (бывшие страны Варшавского договора) прошлогодние темпы в 6% снизятся в этом году до 5,5%. Сходная ситуация – небольшое охлаждение экономики – будет наблюдаться и на просторах СНГ: в 2006 году рост составил 7,7%, в этом – составит 7%, и самым динамичным останется энергетический сектор.

Темпы роста японской экономики в следующем году не претерпят серьезных изменений – она будет постепенно выходить из состояния стагнации, в котором пребывала в течение последних 10 лет. В прошлом году ее темпы роста составили 2,2%, в этом – увеличатся до 2,3 и останутся на этом уровне в течение 2008 года. Снижение темпов роста экономики будет наблюдаться в России: в прошлом году они составили 6,7%, в этом году снизятся на 0,3%, а еще через год опустятся ниже отметки в 6%. Экономики Канады и Мексики, на которые замедление экономики США может оказать наиболее значительное воздействие, тем не менее, будут испытывать экономический рост в этом году до 2,3% и спад в последующем до 1,9%.

Зато будут активно расти экономики стран с формирующимся рынком и большинства развивающихся стран, хотя и здесь не обойдется без некоторого замедления темпов по сравнению с 2006 годом. Этому будут способствовать благоприятные глобальные финансовые условия и конъюнктура цен на биржевые товары, которые по-прежнему остаются высокими. В целом темпы роста азиатских стран с формирующимися рынками составят 8,4% в 2007 году и 8,0% в 2008-м. Один из локомотивов мировой экономики, Китай, будет расти бурными темпами (10% в этом году и 9,5% в последующем), хотя и не такими бурными, как в 2006-м (10,7%). Аналогичная с Китаем ситуация будет наблюдаться и в динамике экономики другого азиатского двигателя – Индии. По оценкам МВФ, темпы роста там составят 8,4% в текущем году и 7,8% в 2008-м (в прошлом году экономика Индии росла со скоростью 9,2%). Экономики стран Латинской Америки замедлятся в следующем году более чем на один процент – с 5,5 до 4,4%. А вот Африке эксперты МВФ прочат небольшой, но стабильный экономический рост до 6%.

По оценке авторов доклада, риски в отношении перспектив роста на сегодняшний день менее серьезны, чем полгода назад, но, тем не менее, они все еще смещены в сторону ухудшения ситуации. Эксперты называют три фактора неопределенности: возможность резкого замедления роста в США (если будет ухудшаться конъюнктура на рынке жилья); риск ухода от рискованных активов (если повысится изменчивость на находящихся на ее рекордно низком уровне финансовых рынках); и риск возобновления инфляционного давления (если будет увеличиваться разрыв между фактическим и потенциальным производством, что может произойти в случае нового скачка цен на нефть).

Заразен ли микроб?

Ключевым при оценке рисков для глобальной экономики является ответ на вопрос: сможет ли она расстыковаться с экономикой США, если там произойдет дальнейший спад и он будет сильнее прогнозируемого? Пока проблемы с американской экономикой ощутимо коснулись только ее непосредственных соседей по континенту (в Мексике и Канаде каждый процент снижения темпов роста экономики великого соседа приводит к снижению их темпов роста на 0,4%). Это ограниченное до поры до времени влияние обусловлено сочетанием ряда факторов. Прежде всего, рост замедлился только в секторе недвижимости, имеющем относительно низкую долю импортных товаров. Кроме того, как утверждают экономисты, «вторичные эффекты экономики США... не столь сильны в контексте замедления роста в середине цикла, как при полномасштабном спаде» (которого не наблюдается).

Напомним, что с момента последнего крупномасштабного экономического кризиса – середины 70-х годов – экономика США уже пережила 5 циклов, на которые пришлось 5 экономических рецессий и два замедления в середине циклов. Сейчас она находится в середине шестого экономического цикла. Не надо забывать и о том, что текущее замедление характерно именно для США, а не для группы стран. Поэтому на вопрос, поставленный в начале этой главы, эксперты отвечают утвердительно, правда, оговариваясь, что поговорка «Когда Штаты чихают, весь мир подхватывает простуду» по-прежнему остается актуальной: сбои в экономическом росте в США действительно влияют на рост в других странах мира.

Если главной причиной беспокойства американских экономистов и дальше будет остывание жилищного рынка, то воздействие на рост других стран мира останется ограниченным. Но если охлаждение распространится и на другие секторы экономики, в первую очередь на потребление и производственные капиталовложения, то можно ожидать более значительных трансграничных вторичных эффектов. Более того, такое развитие событий может привести к более глубокому и длительному замедлению или даже экономической рецессии в Соединенных Штатах.

Эксперты МВФ также напоминают, что имевшие место в прошлом периоды сокращения глобального экономического роста в первую очередь были результатом глобальных же изменений, а не неких относящихся исключительно к Соединенным Штатам процессам и событиям. Так, глобальный экономический кризис середины 70-х был прежде всего результатом первого нефтяного шока.

Азию, за исключением Китая, проблемы американской экономики практически не затронут, потому что в течение последних 10 лет экономическое значение США для этого региона снижалось и одновременно активно выстраивалась система внутрирегиональной торговли. Исключение может составить лишь производство электроники, где наиболее затронутыми могут оказаться Южная Корея и Тайвань. Правда, в долгосрочной перспективе возможно общее снижение объема экспорта из стран региона.

Факторы риска

В докладе отмечается, что рост производительности в течение последнего десятилетия является результатом сочетания ряда факторов, таких как технологический прогресс, открытость глобальной торговли, рост межгосударственных потоков капитала и трудовых ресурсов, создание устойчивых основ макроэкономической политики и финансовых систем. Поэтому очень важно, чтобы эти основные элементы оставались в силе.

Что может негативно повлиять на складывающуюся в целом благоприятную мировую ситуацию? Социологический процесс старения населения земного шара; физический процесс глобального потепления; экономический процесс роста сопротивления глобализации. Последний процесс вызывает особую озабоченность МВФ – «протекционистские силы могут помешать торговле и иностранным инвестициям», что может «свести на нет некоторые достижения растущей интеграции глобальной экономики».

За последние 25 лет мировой рынок рабочей силы увеличился в четыре раза, главным образом за счет включения в мировую экономику Китая, Индии и стран бывшего соцлагеря. Как ожидается, к середине этого столетия размер глобального рынка труда увеличится еще вдвое. МВФ убежден, что «интеграция работников из стран с формирующимся рынком и развивающихся стран принесла существенные выгоды странам с развитой экономикой». Расширились возможности экспорта, повысились производительность и объемы выпуска продукции за счет снижения стоимости ресурсов и повышения эффективности производства. Конечным результатом этих процессов стало повышение оплаты труда. В странах с развитой экономикой оно составило 6%.

МВФ признает, что не обошлось и без издержек, и некоторые рабочие могут быть затронуты последними тенденциями. В качестве мер по преодолению негативного влияния глобализации на мировой рынок труда авторы «Перспектив...» предлагают, во-первых, улучшить функционирование рынков труда, в том числе и через снижение зависимости здравоохранения от качества занятости и расширение возможностей для перевода пенсионных пособий. Во-вторых, для повышения адаптивности рабочей силы к быстроменяющейся ситуации на рынке труда расширить доступ к образованию и повышению квалификации. И последнее – выстраивать адекватные системы социальной защиты работников в период адаптации. При этом подразумевается, что подобные системы должны облегчать процесс изменений, но не препятствовать ему.

Но не следует забывать, что доклад МВФ, который выходит дважды в год, – это прежде всего прогноз. Как напоминает Тим Каллен, глава подразделения МВФ, ответственного за исследования глобальной экономики: «Как многие прогнозисты, мы, конечно же, очень редко предугадываем действительные цифры. Бывают времена, когда наши прогнозы о состоянии глобальной экономики чересчур оптимистичны, бывают – слишком пессимистичны. И, думаю, последние два года мы с нашими прогнозами были скорее на пессимистичной стороне».