Баварские стратегии

12 апреля 2004, 00:00

Российское предприятие стало первым в глобальной сети зарубежных сборочных производств BMW, кому немецкий концерн доверил выпуск бизнес-седана нового поколения, уже названного "компьютером на колесах"

В конце марта на предприятии "Автотор" в Калининграде началась сборка автомобилей BMW новой 5-й серии. По сравнению с предыдущей версией модель изменилась столь кардинально, что многие считают просто некорректным сравнивать их между собой. Речь идет прежде всего о технических новациях, особенно в области электроники, по которым новая "пятерка" уже сопоставима с реактивным лайнером. Достаточно сказать, что в ее бортовой компьютер данные закачиваются в течение аж двух часов - и это при новейшем оборудовании!

Немцы долго - в течение ряда лет - размышляли, можно ли доверить выпуск такой сложной модели зарубежным предприятиям, которых у германского концерна немало. Возможно, так и не решились бы, не прояви "Автотор" колоссальную настойчивость. Дело в том, что для калининградцев это был вопрос не только чести, но и жизни: больше половины собираемых на заводе автомобилей BMW приходится на самую популярную в России 5-ю серию. И если бы прекратили ее выпуск, мог встать вопрос о закрытии производства баварских автомобилей на "Автоторе" вообще - сборки только 3-й серии заводу недостаточно.

Поэтому "выбивать" для себя новую "пятерку" руководство "Автотора" начало, когда модель была еще в проекте. Одновременно пришлось доказывать, что российская сборка может быть не хуже немецкой, что калининградским рабочим можно поручать самую сложную работу. Хотя это оказалось не внове: пять лет назад тоже бились за право начать выпуск BMW в России, а все последующие годы подтверждали качество работы, которое нередко даже превосходило германское. Очевидно, одним из главных факторов здесь стала высокая квалификация сотрудников: многие из них прошли через оборонку, 60% работников "Автотора" имеют высшее образование, их средний возраст - 32 года.

И все же нынешняя ситуация особая: для перехода на выпуск новой 5-й серии необходимо было провести большой комплекс работ - объем только прямых инвестиций "Автотора" составил 6 млн евро. Как рассказал генеральный директор группы компаний "Автотор-Холдинг" Валерий Соколов, за короткий срок (с ноября 2003 года, когда в BMW Group все-таки приняли решение отдать "пятерку" в Россию) на заводе смонтировали новое оборудование, перепрограммировали все системы, обучили персонал. По сравнению с предыдущей версией автомобиля на конвейере появилось 18 новых операций, число работников выросло на 10%. В частности, нужно было увеличить штат контролеров на участке динамических испытаний. Прежде водитель прогонял готовую машину по специальному полигону, на слух и по ощущениям проверял шумы, вибрацию, ходовые качества. "Пятерка" нового поколения требует уже иного подхода: теперь в салоне два человека, один из которых на ходу проверяет электронные системы с помощью специального компьютера.

К февралю линия была готова. Это недлинный, в общем-то, конвейер, но он отвечает всем ключевым стандартам производств немецкого концерна. Светлый и просторный цех площадью 20 тыс. кв. м даже в морозы может быть прогрет всего за несколько минут: кроме водяного отопления здесь установлены эффективные инфракрасные нагреватели. Вдоль всей сборочной линии - стеллажи с антистатическим покрытием для деталей, а над конвейером - новейшая система пожаротушения, способная все залить специальным составом в считанные секунды (на "Автоторе" говорят, что учли опыт моторного завода КамАЗа, сгоревшего буквально на глазах). Во всем цехе - идеальная чистота: никаких масляных пятен, разбросанных гаек, мусора. Недавно мне довелось побывать на самом крупном заводе BMW в Дингольфинге, что под Мюнхеном, где ежегодно выпускают 280 тыс. автомобилей 5-й, 6-й и 7-й серий, а также кузова для Rolls-Royce. Берусь утверждать, что предприятие в Калининграде от него отличается не сильно: в основном размерами да отсутствием роботизированных комплексов.

Подготовив линию для сборки новой 5-й серии и текущей 3-й, на "Автоторе" в феврале же собрали девять пилотных "пятерок". Претензий к ним у немецких аудиторов практически не возникло. Более того, выставленная оценка оказалась столь высокой, что впоследствии на нее должны будут равняться и другие зарубежные предприятия BMW Group, если там станут выпускать новую 5-ю серию. А в Калининграде в конце марта началось производство автомобилей на продажу. Для этого машинокомплекты поставляются морем в контейнерах - в общей сложности на каждую машину приходит 2,5 тыс. комплектующих, упакованных в особую антикоррозийную бумагу. Сходящие со сборочного конвейера машины заправляют жидкостями и топливом, регулируют системы, а после нескольких этапов проверки (качества сборки, герметичности, работоспособности электроники, внешнего вида) следует упаковка каждого автомобиля в специальную пленку и - отгрузка дилерам.

- Мы считаем, что и в 2004 году автомобили пятой серии станут самыми продаваемыми на российском рынке из всего модельного ряда BMW, - сказал в интервью "Эксперту" генеральный директор компании "БМВ Руссланд Трейдинг" Кристиан Кремер. - Уже сейчас ежемесячно продается более сотни таких седанов, и спрос на них растет. На "Автоторе" в течение этого года планируем произвести не менее полутора тысяч наиболее популярных в России модификаций 525i и 530i, а параллельно из Германии будем ввозить модификации 520 и 545. Кроме того, очень хороший спрос сохраняется на внедорожники X5 и представительские лимузины седьмой серии. Признаюсь, некоторых моделей нам уже не хватает.

- Как вы оцениваете перспективы 2004 года?

- За первые три месяца наши продажи по сравнению с прошлым годом увеличились на тридцать процентов. Я думаю, что в целом российский рынок иномарок продолжит расти примерно так же, а рост премиум-сегмента будет пропорционален - мы рассчитываем на достаточно стабильную динамику.

- В зарубежной прессе сообщалось, что у новых моделей BMW есть проблемы с электроникой, и сейчас концерн набирает дополнительных специалистов. В чем суть этих проблем?

- Современная электроника в наших моделях становится все более значимой - вы видите это на примере новой пятой серии. Например, для новой "семерки" даже создавалась позиция "коммуникационный электронщик", и в будущем доля высоких технологий будет только возрастать. Поэтому мы хотим заранее подготовить кадры, которые позже смогут квалифицированно решать еще более сложные задачи. Что касается технических проблем, то, по нашей оценке, их у BMW даже меньше, чем у конкурентов.

Понятно, что такое усложнение автомобилей неизбежно ведет к их удорожанию. И с этой точки зрения калининградская сборка становится еще более выгодной для российских потребителей. К примеру, за счет таможенных льгот и других факторов выпущенные "Автотором" машины BMW новой 5-й серии получаются на 12% дешевле своих немецких аналогов.

Звено большой цепи

Если рассматривать концерн BMW глобально, то он имеет четко выверенную структуру. Калининградский завод органично вписан в нее с учетом специфики российского рынка, логистики, таможенных условий. Так же строится работа на других сборочных предприятиях в Малайзии, Вьетнаме, Индонезии, Таиланде, на Филиппинах и в Египте. Впоследствии BMW Group может с ними как расстаться, так и попытаться превратить их в полноценный завод, что уже было в Южной Африке. Но для подобного решения нужны очень весомые аргументы, прежде всего - большой спрос.

Десять лет назад концерн открыл свой завод в США, в городе Спартанбурге, штат Южная Каролина. Его мощности стабильно росли, и в 2003 году там было произведено уже 166,7 тыс. автомобилей. Во многом именно это позволило вчетверо увеличить сбыт баварской марки в США, подняв ее долю на рынке с 0,6 до 1,7%. Более того, по итогам прошлого года впервые в истории концерна BMW сбыт в Соединенных Штатах (277 тыс. автомобилей) превзошел показатели продаж в Германии (256 тыс.), где до сих пор компания продавала больше всего машин. Недавно председатель правления BMW AG Хельмут Панке заявил, что теперь компания нацелилась на подобное позитивное развитие и в Азии. В этом регионе концерн продал в 2003 году свыше 93 тыс. автомобилей BMW, Mini и Rolls-Royce, а уже к 2008 году намерен реализовать не менее 150 тыс. своих машин.

Здесь основной расчет сделан на китайский рынок, включающий непосредственно Китай, а также Гонконг и Тайвань. Продав там в прошлом сезоне свыше 27 тыс. автомобилей, дилеры концерна всего за год подняли сбыт на 75%, за счет чего этот рынок по объемам глобальных продаж BMW сразу скакнул с двенадцатого места на восьмое. "Если так пойдет и дальше, то вскоре Китай обойдет Испанию с ее сорока тысячами машин, а может быть, и Францию, где продано сорок три тысячи наших автомобилей", - заметил на встрече с журналистами глава немецкого концерна. Причем особый интерес баварцев к китайскому рынку подстегивает тот факт, что в Поднебесной лучше всего идут дорогие модели: лимузинов BMW 7-й серии там реализуется больше, чем автомобилей 5-й серии, при этом "пятерка" продается лучше, чем более компактная и дешевая 3-я серия. Так что немецкий концерн намерен активизировать работу своего СП в Китае, а также усилить маркетинг в Японии, на которую приходится свыше половины его азиатского сбыта.

Однако главным рынком для BMW Group был, есть и еще долго будет оставаться западноевропейский. Здесь в 2003 году концерн продал около 638 тыс. автомобилей BMW, Mini и Rolls-Royce, и это составляет 58% от мирового сбыта его продукции. В одних странах Старого Света (Финляндия, Испания, Италия) баварская компания сумела существенно поднять свои продажи, в других динамика хуже, а на "домашнем" рынке - в Германии - спрос в прошлом году вообще снизился почти на процент. Поэтому прежде всего руководителей фирмы беспокоит собственная страна. В ней люди сейчас предпочитают копить деньги, а не тратить их: на банковские счета немцы переводят в среднем 10,2% своих доходов, и это очень высокий показатель. Накопления частных лиц в Федеральном банке с 1992-го по 2002 год выросли на 70% и достигли 3,7 млрд евро, в 2003 году тенденция, очевидно, сохранялась.

Понятно, что автомобильные компании с удовольствием оттянули бы на себя часть этих средств. "Деньги есть, но их не тратят, - говорит глава BMW Хельмут Панке. - При этом мы наблюдаем рост среднего возраста парка автомобилей - сейчас он составляет почти восемь лет. Дело в том, что немецкие потребители не чувствуют уверенности. Это должно измениться, как только четкий политический курс реформ позволит им уверенно планировать будущее".

Позиции на немецком рынке волнуют руководство концерна и с точки зрения глобальной стратегии. "Если в своей стране мы будем занимать сильные позиции, то и во всем мире нам будет сопутствовать успех. Не будь у нас реноме успешного немецкого производителя, который и в Германии пользуется успехом, нам не удалось бы добиться положительного развития в США - на самом большом автомобильном рынке мира", - заявил в Мюнхене журналистам топ-менеджер концерна.

Поэтому сами производители автомобилей делают все возможное, чтобы привлечь клиентов. В BMW Group ставка во многом сделана на развитие модельного ряда: за короткий срок на рынок была выведена целая гамма новых продуктов, и в 2003 году концерн пожинал плоды этой работы. Так, автомобилей BMW 5-й серии реализовано на 7,6% больше, чем в предыдущем году, причем опережающими темпами шел сбыт новой версии. Еще больше (на 8,2%) выросли продажи 7-й серии, по нарастающей шел сбыт внедорожников X5, а реализация родстеров Z4 вообще увеличилась более чем вдвое - за год их продали свыше 47 тыс. штук, что сопоставимо с годовым объемом продаж концерна в Японии. Свой вклад в эти достижения внесли и две других марки: продажи компактных Mini возросли на 22,4% и достигли 176 тыс., а роскошных Rolls-Royce Phantom уже в первый год было продано 300 экземпляров. Сейчас их производство вышло на проектную мощность - ежедневно выпускается по пять таких автомобилей, и в концерне рассчитывают на троекратный рост сбыта суперлимузинов.

В 2004 году этот продуктовый ряд существенно укрепят очередные новинки: купе и кабриолет 6-й серии, новый универсал-"пятерка", внедорожник X3, кабриолет Mini. Наконец, компактная 1-я серия. Несмотря на небольшие размеры, эта модель также рассматривается не иначе, как автомобиль премиум-класса, который сможет удовлетворить стремления клиентов к индивидуальности и своеобразию. "Никогда BMW Group не будет выпускать скучные продукты", - заявляют в концерне, комментируя свою модельную стратегию.

С такой базой BMW Group ставит перед собой весьма амбициозные задачи. Во-первых, по всем трем маркам баварцы намерены выйти на новые рекорды сбыта: в прошлом году концерн впервые перешагнул рубеж в 1,1 млн проданных автомобилей и теперь готов идти дальше. Во-вторых, компания намерена превзойти рекордный финансовый показатель 2002 года: тогда чистая прибыль составила 2,02 млрд евро, но в 2003-м по ряду причин (в том числе связанных с изменением налогов и законодательства в Германии) снизилась на 3,6%. Теперь (за счет инвестиций прежних лет и оптимизации всех процессов) ожидается рост эффективности компании, и в подтверждение этого Хельмут Панке приводит следующий аргумент: "Нам не нужны специальные программы экономии, мы продолжаем инвестиции и идем курсом роста. К примеру, в 2003 году мы создали более трех тысяч новых рабочих мест и число наших сотрудников в мире выросло почти на три процента. Мы будем создавать новые рабочие места и в 2004 году".

С большой долей уверенности можно утверждать, что в рамках этого процесса новые рабочие места будут созданы и на заводе "Автотор" - глава "БМВ Руссланд Трейдинг" Кристиан Кремер сообщил, что в ближайшее время будет оглашено решение о выпуске в Калининграде еще и представительских седанов BMW 7-й серии. По нашим данным, их сборка должна начаться уже в этом году.

Калининград-Мюнхен-Москва