• USD Бирж 1.07 +10.29
  • EUR Бирж 12.68 +85.41
  • CNY Бирж 28.53 +-15.95
  • АЛРОСА ао 76.42 +-0.28
  • СевСт-ао 1873.8 +-1
  • ГАЗПРОМ ао 163 -0.89
  • ГМКНорНик 156.52 +-0.4
  • ЛУКОЙЛ 7872 +-13
  • НЛМК ао 230.98 +-0.32
  • Роснефть 581.85 +0
  • Сбербанк 309.21 -0.06
  • Сургнфгз 33.525 -0.05
  • Татнфт 3ао 718.8 +-3.6
  • USD ЦБ 92.01 92.13
  • EUR ЦБ 98.72 98.71
20 лет истории
Cобытия

Акциз себя исчерпал

Мнения
Акциз себя исчерпал
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
С 2017 г. в России растет потребление алкоголя, а успешные прежде меры антиалкогольной политики перестали давать результаты. Основная причина — заморозка акцизов и нежелание региональных властей ужесточать правила продажи спиртных напитков. Почти половина населения живет в регионах с максимально мягким временем запрета продажи алкоголя, а с 2017 г. ни один субъект РФ не ввел более жестких ограничений.
Марина Колосницина
Марина Колосницина

Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Злоупотребление алкоголем наносит большой урон экономике: это и прямые потери от затрат на лечение алкозависимых, и урон от травм и смертей, и разрушительное влияние на общество, выражающееся в росте насилия, преступности, в распаде семей. Государства с высоким подушевым потреблением спиртного стремятся вести политику, которая позволяет снизить уровень алкоголизма и сгладить негативные эффекты для общества. Долгое время такая проблема стояла и перед Россией: в середине 90-х в стране выпивалось 12,5 л алкогольных напитков в пересчете на чистый спирт на взрослого человека, и этот показатель был одним из самых высоких в мире.

В 2005 г. в России начался новый этап антиалкогольной кампании, рынок стал контролироваться и со стороны предложения, и со стороны спроса. В 2009 г. была принята «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года» — планировалось снизить уровень потребления за этот период на 55%. Для этого последовательно был увеличен минимальный капитал для производителей спиртных напитков и ужесточено лицензирование, создана система ЕГАИС для контроля оборота спиртных напитков, введены акцизные марки. Была установлена минимальная розничная цена алкоголя, розничная продажа в ночное время была запрещена по всей стране с 23 до 8 часов, причем субъекты РФ могли расширять время запрета по своему усмотрению.

Эти меры оказались эффективными: если в 2005 г. на душу взрослого населения выпивалось более 11 л в год (в пересчете на чистый спирт), то уже к 2017-му объем снизился до 7,2 л. В России, как и во всем мире, рост цен на алкогольную продукцию привел к снижению потребления и практически не сказался на росте продаж контрафактного и суррогатного алкоголя (хотя эта проблема еще остается актуальной). Дешевую (и плохую, иногда — смертельно опасную) замену «официальным» спиртным напиткам выбирает незначительная доля потребителей. Так, по данным исследований, самогон пьют 1,5–2,5% потребителей, в основном пожилые сельские жители.

Изменилась и структура потребления: в начале 1990-х гг. 80% спиртных напитков (в пересчете на спирт) приходилось на водку, а в 2010-х — только 40%, такую же долю составляло пиво, еще 20% — другие напитки, в основном вина. Эксперты и общество оценивали новую политику положительно, во Всемирной организации здравоохранения ее называли буквально историей успеха.

Отметим, что на эти изменения серьезно повлияли и другие причины. Так, люди, родившиеся после 1990 г., пьют значительно меньше, чем представители старших поколений, и предпочитает менее крепкие напитки.

Свой вклад внесли и макроэкономические шоки: известно, что в годы кризисов потребление алкоголя снижается, и парадоксальным образом распространяются практики здорового образа жизни. Но основной вклад внесла именно государственная политика, особенно введение и повышение минимальных цен и акцизов.

Однако уже в 2017 г. тренд на снижение потребления прервался, и за последние несколько лет количество выпитого спирта на душу населения даже выросло до 7,7 л. Достигнуть целей по снижению потребления алкоголя не удалось, к 2020 г. оно снизилось лишь на 35% по сравнению с 2009 г.

Можно отметить несколько причин такой динамики. Во-первых, ценовые меры потеряли свою эффективность. Акцизы продолжают действовать, но их ставка несколько раз замораживалась или увеличивалась незначительно. Если с 2011 г. по 2014-й акциз вырос с 211 до 500 руб., то затем он был заморожен, а в 2017 г. повышен всего на 23 руб. То же произошло и с минимальной розничной ценой: в 2023 г. она была ниже в номинальном выражении, чем в 2013–2014 гг. Из-за роста реальных располагаемых доходов реальная цена алкоголя снижалась — сейчас пиво и водка более доступны, чем в 2008 г., когда ценовые меры только вводились.

Вторая причина — нежелание региональных властей ужесточать правила продажи алкоголя и увеличивать время запрета продажи спиртных напитков. И если в 2011–2018 годах число регионов, воспользовавшихся правом расширять время запрета, увеличивалось, то затем они перестали вводить новые ограничения. Сейчас 24 субъекта РФ выполняют только федеральное требование, при том, что в них живет почти половина населения страны. Не будем забывать про то, что производство и торговля алкоголем — большой бизнес, приносящий быструю отдачу. Любой крупный бизнес умеет лоббировать свои интересы, например, приводя такие аргументы, как число рабочих мест в отрасли.

Между тем за последние десятилетия ряд стран, которые характеризовались так называемым «северным типом потребления» алкоголя, очень продвинулись в сокращении подушевого потребления. Это прежде всего скандинавские страны, а также Великобритания. Они использовали жесткие ценовые меры, значительно дифференцируя акцизы в зависимости от крепости напитка, в результате чего удалось изменить паттерны потребления — все большая доля потребителей переключается на легкие алкогольные напитки, выбирая пиво либо вино. Скандинавские страны также жестко регулируют распространенность точек продаж по территории городов и страны в целом.

В российских же городах, несмотря на вводившиеся ограничения на минимальный размер торговых площадей, алкоголь по-прежнему остается товаром шаговой доступности, что никак не ограничивает его потребление. В целом в последние годы антиалкогольная политика в стране проводится непоследовательно, а многие меры действуют лишь формально. По данным Росстата, индекс цен на алкогольные напитки составил 102,8% в 2023 г. в сравнении с 2022 г., тогда как в целом по продуктам питания он был равен 108,9%. То есть, алкоголь подорожал меньше, чем еда. Ценовая доступность алкоголя продолжает расти. В 2014 г. на среднюю зарплату можно было купить 60 литров водки, а в 2022 г. — уже 95. Чтобы снизить ценовую доступность до уровня 2014 года, необходимо повысить среднюю цену водки примерно до 1200 руб. за литр, то есть вдвое. Очевидно, что сделать это сразу нельзя, но существенное и последовательное повышение необходимо, причем опережающими темпами в сравнении с динамикой зарплат.

Есть и другие резервы для снижения потребления: существенная дифференциация акцизов по видам алкоголя, сокращение разрешенного времени торговли спиртным, вплоть до полного запрета продаж в отдельные дни. Сегодня некоторые регионы практикуют такие меры, но это скорее исключение, чем правило. Между тем, исследования подтверждают, что каждый дополнительный час запрета торговли, особенно по вечерам, снижает не только потребление алкоголя, но и число ДТП и преступность в регионе, особенно — подростковую.

В целом, более решительные и последовательные меры антиалкогольной политики помогут значительно улучшить здоровье граждан и сократить общественные потери в экономике.

Материалы по теме:
Мнения, 9 янв 2023 12:16
В феврале текущего года мореный дуб будет внесен в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, что существенно расширит возможности для его применения в реставрационных и прочих работах
Мнения, 9 сен 2022 11:41
Издательский бизнес в первую очередь столкнулся с тем, что ряд правообладателей и пул авторов-иностранцев остановили работу с российскими компаниями
Мнения, 28 мая 2021 10:15
Настоящие кукольники — это удивительные люди, которые создают некий мир, не выставляя себя напоказ. Таких людей очень мало
Мнения, 21 мая 2021 15:23
Телеканал ТНТ, «Манеж» и Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков создали интерактивную карту Петербурга 90-х
Свежие материалы
Ставка может быть больше
Финансы,
ЦБ далек от смягчения денежно-кредитной политики
Аграрному сектору нужна отраслевая революция
Промышленность,
На создание «национальных чемпионов» в российском АПК необходимо $22 млрд
Трудовые резервы
Мнения,
Где взять рабочие руки