Интервью

«Контрафакт — это глобальная проблема, которую не удалось решить ни одной стране мира»

Правительство предложило маркетплейсам следить за собой

«Контрафакт — это глобальная проблема, которую не удалось решить ни одной стране мира»
Фото: Егор Алеев/ТАСС
На прошедшем в среду заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции во главе с первым вице-премьером Денисом Мантуровым было решено выработать меры, «направленные на повышение прослеживаемости продукции». Для соблюдения таких требований нужно внести соответствующие поправки в проект закона «О платформенной экономике в РФ». О том, что сами площадки делают для борьбы с контрафактом, «Эксперту» рассказали президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов и заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев.
Артём Соколов
Президент АКИТ Артём Соколов:

В 2023 г. в адрес маркетплейсов было подано 610 тыс. обращений (о продаже контрафакта) от правообладателей. Из них подтвердилось 48% случаев, то есть около 300 тыс. жалоб: было заблокировано около 1 млн различных карточек товара. Из почти 5 млрд заказов это 0,02% нарушений. По нашим данным, чаще подделывают брендовые одежду, обувь и аксессуары.

Для борьбы с контрафактом маркетплейсы используют целый ряд фильтров, применяют премодерацию, искусственный интеллект при контроле карточек товаров. С лета 2022 г. работает единая информационная система по борьбе с контрафактом: если выявляется контрафактная продукция и это документально подтверждено, маркетплейс заносит туда информацию о товаре и продавце, который его предлагает, — карточка с таким предложением о продаже незамедлительно блокируется, а другие маркетплейсы могут оперативно проверить наличие такого товара, чтобы так же оперативно провести блокировку.

Налажены также инструменты для правообладателей: специальные каналы взаимодействия, «личные кабинеты брендов», «цифровой арбитраж». Когда правообладатели там авторизуются как держатели бренда, они указывают поставщиков — товар этой марки от других продавцов просто не попадает на площадку.

Маркетплейсы являются полноценными участниками оборота маркированной продукции — все товары, подлежащие обязательной маркировке, проверяются на ее наличие при размещении на складе площадки, без нее товар туда просто не попадет.

Совместно с Росаккредитацией запущен сервис для проверки статуса деклараций и сертификатов товаров на онлайн-площадках. Он позволяет автоматически добавлять в карточки товаров, представленных на площадках, информацию о наличии действующих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, что упрощает контроль и взаимодействие с поставщиками.

Сегодня есть технические возможности для контроля над незаконным оборотом на площадках и достаточное количество государственных информационных систем по контролю прослеживаемости. Теперь нам предстоит совместно с ведомствами разработать индикаторы риска нарушений обязательных требований.

К сожалению, контрафакт, подделки — это глобальная проблема, которую не удалось решить ни одной стране мира. Здесь требуется координация всех участников рынка. Как и в России, в мировой практике эффективным инструментом прослеживаемости и обеспечения защиты потребителей от контрафактной продукции считается маркировка. Во многих странах система защиты от подделок основана на принципах саморегулирования. При этом за рубежом большую активность в борьбе с контрафактом проявляют сами бренды и отслеживают товарные предложения на маркетплейсах.

Алексей Минаев
Заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев:

Нельзя отрицать, что некачественная продукция попадает на российский рынок, поэтому мы постоянно развиваем меры по защите покупателей от подделок. Так, в 2023 г. мы с другими маркетплейсами и крупнейшими правообладателями разработали и приняли на базе ФАС и ОКЮР добросовестные практики борьбы с контрафактом. Эти стандарты учитывают лучший рыночный опыт и наиболее эффективные инструменты борьбы с недобросовестными участниками рынка.

На базе собственной платформы мы применяем целый комплекс мер: проверяем карточки вручную и с помощью моделей машинного обучения, используем нейросети и изучаем отзывы клиентов. По наиболее популярным у покупателей брендам мы заранее проводим проверку товаров на оригинальность и только после этого допускаем на площадку. По ряду категорий товар должен обладать маркировкой «Честный знак». Наличие корректной маркировки обязательно при приеме на наш склад.

Хорошо зарекомендовал себя «Кабинет бренда» — по сути, еще один отраслевой инструмент, который позволяет продавцам-правообладателям контролировать подлинность и качество товаров под своим брендом на нашей площадке. Сейчас в «кабинете» зарегистрировано более 19 тыс. брендов от более чем 15 тыс. продавцов и предпринимателей. Только с начала 2024 г. благодаря инструменту было заблокировано более 1,7 млн карточек товаров по обращениям от представителей брендов. Результаты показывают, что именно отраслевая работа позволяет наиболее эффективно бороться с контрафактом и снимает необходимость в дополнительном регулировании.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, Вчера 18:05
Как может развиваться диалог президентов после первого разговора
Мнения, Вчера 10:33
Каким видят европейцы многополярный мир
Свежие материалы
Повышение откладывается
ЦБ не стал менять ключевую ставку, но риторика осталась жесткой
Санкции не повлияли на экспорт российской нефти
В мире,
Россия увеличила в январе выручку от экспорта нефти и нефтепродуктов