
В 2023 г. в адрес маркетплейсов было подано 610 тыс. обращений (о продаже контрафакта) от правообладателей. Из них подтвердилось 48% случаев, то есть около 300 тыс. жалоб: было заблокировано около 1 млн различных карточек товара. Из почти 5 млрд заказов это 0,02% нарушений. По нашим данным, чаще подделывают брендовые одежду, обувь и аксессуары.
Для борьбы с контрафактом маркетплейсы используют целый ряд фильтров, применяют премодерацию, искусственный интеллект при контроле карточек товаров. С лета 2022 г. работает единая информационная система по борьбе с контрафактом: если выявляется контрафактная продукция и это документально подтверждено, маркетплейс заносит туда информацию о товаре и продавце, который его предлагает, — карточка с таким предложением о продаже незамедлительно блокируется, а другие маркетплейсы могут оперативно проверить наличие такого товара, чтобы так же оперативно провести блокировку.
Налажены также инструменты для правообладателей: специальные каналы взаимодействия, «личные кабинеты брендов», «цифровой арбитраж». Когда правообладатели там авторизуются как держатели бренда, они указывают поставщиков — товар этой марки от других продавцов просто не попадает на площадку.
Маркетплейсы являются полноценными участниками оборота маркированной продукции — все товары, подлежащие обязательной маркировке, проверяются на ее наличие при размещении на складе площадки, без нее товар туда просто не попадет.
Совместно с Росаккредитацией запущен сервис для проверки статуса деклараций и сертификатов товаров на онлайн-площадках. Он позволяет автоматически добавлять в карточки товаров, представленных на площадках, информацию о наличии действующих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, что упрощает контроль и взаимодействие с поставщиками.
Сегодня есть технические возможности для контроля над незаконным оборотом на площадках и достаточное количество государственных информационных систем по контролю прослеживаемости. Теперь нам предстоит совместно с ведомствами разработать индикаторы риска нарушений обязательных требований.
К сожалению, контрафакт, подделки — это глобальная проблема, которую не удалось решить ни одной стране мира. Здесь требуется координация всех участников рынка. Как и в России, в мировой практике эффективным инструментом прослеживаемости и обеспечения защиты потребителей от контрафактной продукции считается маркировка. Во многих странах система защиты от подделок основана на принципах саморегулирования. При этом за рубежом большую активность в борьбе с контрафактом проявляют сами бренды и отслеживают товарные предложения на маркетплейсах.

Нельзя отрицать, что некачественная продукция попадает на российский рынок, поэтому мы постоянно развиваем меры по защите покупателей от подделок. Так, в 2023 г. мы с другими маркетплейсами и крупнейшими правообладателями разработали и приняли на базе ФАС и ОКЮР добросовестные практики борьбы с контрафактом. Эти стандарты учитывают лучший рыночный опыт и наиболее эффективные инструменты борьбы с недобросовестными участниками рынка.
На базе собственной платформы мы применяем целый комплекс мер: проверяем карточки вручную и с помощью моделей машинного обучения, используем нейросети и изучаем отзывы клиентов. По наиболее популярным у покупателей брендам мы заранее проводим проверку товаров на оригинальность и только после этого допускаем на площадку. По ряду категорий товар должен обладать маркировкой «Честный знак». Наличие корректной маркировки обязательно при приеме на наш склад.
Хорошо зарекомендовал себя «Кабинет бренда» — по сути, еще один отраслевой инструмент, который позволяет продавцам-правообладателям контролировать подлинность и качество товаров под своим брендом на нашей площадке. Сейчас в «кабинете» зарегистрировано более 19 тыс. брендов от более чем 15 тыс. продавцов и предпринимателей. Только с начала 2024 г. благодаря инструменту было заблокировано более 1,7 млн карточек товаров по обращениям от представителей брендов. Результаты показывают, что именно отраслевая работа позволяет наиболее эффективно бороться с контрафактом и снимает необходимость в дополнительном регулировании.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag