По данным издания, первый вице-премьер Денис Мантуров поручил Минэкономразвития и Минпромторгу рассмотреть продление льготного проезда электромобилей российского производства по федеральным трассам еще на год. В аппарате чиновника подтвердили поручение, а в Минэкономразвития сообщили, что мера прорабатывается. По словам одного из источников издания, номинально решение о продлении уже принято.
По данным Минэка, с 1 марта 2023 года (начало предоставления льготы) по 31 декабря 2024 года было совершено свыше 1,1 млн бесплатных проездов. Актуальную статистику в «Автодоре» изданию не предоставили.
В автомобильном разработчике электромобилей Evolute отметили, что льготы дают конкурентное преимущество локальной промышленности. Директор компании по связям с общественностью Елизавета Хмелева сообщила, что развивающийся рынок электромобилей нуждается «в четких и устойчивых сигналах», а льготы, такие как бесплатный проезд, помогают стимулировать первых массовых потребителей и сформировать устойчивый спрос.
В Ассоциации производителей и операторов электрозарядных станций (АПОЭ) считают необходимым распространить льготу на все электромобили, включая иностранные, как было до 2025 года, чтобы поддержать всех российских владельцев таких машин. Продление льготы только для российских электрокаров там назвали позитивным компромиссом, стимулирующим переход на электромобили и развитие отечественных автопроизводителей. В ассоциации ожидают, что новая мера будет востребована при запуске российских электромобилей в 2026 году, таких как «Атом» и UMO 5 от «Яндекса».
Гендиректор Sitronics Electro Андрей Гурленов заявил, что продление бесплатного проезда по платным трассам для российских электромобилей — позитивный, но ограниченный сигнал рынку. Доля российских моделей в сегменте электромобилей приближается к 15%, но сам сегмент составляет менее 1% от общего парка авто. Льготная поддержка важна для локальных производителей, но в текущих масштабах она едва ли ускорит спрос, отметил Андрей Гурленов. По его словам, на переходном этапе стоит распространять такие меры и на импортные электромобили для быстрого формирования рынка.
Сейчас льготный проезд для электрокаров предоставляется на дорогах М-1 «Беларусь» (включая «Обход Одинцова»), М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 «Восток» и Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД).
По данным «Автостата», которые приводят «Ведомости», доля электромобилей на первичном рынке за январь-ноябрь выросла до 1,1% с 0,9%, несмотря на общее снижение спроса. Продажи новых автомобилей за 11 месяцев снизились на 17,8% до 1,19 млн, а электромобилей — на 31,4% до 11,2 тыс. штук.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag