«Основываясь на прогнозах чистой прибыли к 2030 г., среди 465 действующих НПЗ мы выявили 121 под определенным риском закрытия. В 2023 г. они производили 20,2 млн баррелей в сутки, что составляет 21,6% мировых нефтеперерабатывающих мощностей», — сообщали в Wood Mac, анонсируя публикацию доклада.
Консалтинговая фирма прогнозирует, что к концу текущего десятилетия рентабельность бензина существенно снизится по мере сокращения спроса на это топливо при росте налогов на углеродные выбросы и эксплуатационных расходов. Последние могут увеличиться настолько, что для многих НПЗ «закрытие может оказаться единственным вариантом», указывает старший аналитик Wood Mac Эмма Фокс.
Согласно исследованию, больше всего НПЗ с риском закрытия в Африке (56% всех НПЗ региона), странах бывшего СССР (43%), на Ближнем Востоке (30%), в Европе (27%) и Азиатско-Тихоокеанском регионе (26%). При этом наибольшее число НПЗ с высоким риском закрытия — в Европе, Китае и АТР.
По данным отраслевой организации Concawe, в Европе с 2009 г. закрылись около 30 НПЗ. Волна закрытий была вызвана конкуренцией со стороны новых и более технологичных предприятий на Ближнем Востоке и в Азии, а также кризисом пандемии COVID-19.
Прямо сейчас серьезную угрозу для европейских НПЗ представляет открытие в январе огромного производства мощностью 650 тыс. баррелей в сутки в Данготе, Нигерия. В Wood Mac ожидают, что оно положит конец поставкам европейского бензина в Африку объемом $17 млрд в год, что окажет катастрофическое давление на европейские НПЗ.