Сергей Ветлугин: "Нужно четче прописывать процедурные моменты..."

Хотя власть в главном экономическом ведомстве администрации Петербурга сменилась уже полгода назад, но до сих пор было непонятно, какими изменениями в экономической политике городских властей чревата эта перемена. Новый председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Сергей Ветлугин избегал активных контактов с журналистами и больших, обстоятельных интервью СМИ не давал. И вот наконец он согласился побеседовать с корреспондентом именно нашего журнала.

- От вас и возглавляемого вами комитета ожидают прежде всего определения приоритетов экономического развития города в целом, перспективных для экономики Петербурга "точек роста". У вас уже сформировалось подобное видение?

- Исторически Петербург - в первую очередь порт, и отправной точкой должно быть все, что касается транспорта, использования транзитных возможностей города. Это - главный приоритет, на который нанизываются все остальные. Нам нужно очень активно развивать морской и речной порты, использовать весь потенциал Петербурга как огромного железнодорожного узла, транспортного центра.

Во-вторых, наш город имеет значительный научно-технический потенциал, значит, следует делать упор и на эту составляющую экономики. В-третьих, Петербург - один из центров мировой культуры, и его достопримечательности должны использоваться так, чтобы они приносили максимальный доход в бюджет.

- При анализе бюджета Петербурга на 2002 год, видно, что он увеличился весьма незначительно, это, по сути, поправка на инфляцию. Значит, город остановился в развитии?

- Я категорически против таких утверждений. Не главное - что бюджеты 2001 и 2002 годов мало отличаются по доходам. Важно, что при этом в структуре бюджета возрастала составляющая развития, много средств выделяется на образование, социальные программы. Город развивается, и, скажем, вложение в подготовку кадров становится одной из приоритетных задач...

- Тем не менее многие эксперты отмечают явную недостаточность городских капвложений, отсутствие приоритетов, что усугубляется перекосом в сторону социальных расходов...

- От расходования колоссальных средств на социальные вопросы нам никуда не уйти. В Петербурге, как ни в каком другом городе, очень много пенсионеров, которых необходимо поддерживать. Социальная составляющая не должна и не будет забываться - мы будем заниматься социальной помощью, развитием здравоохранения, транспортным обеспечением населения и т. д. Это очень непростые и затратные вопросы, и их решение необходимо в большей степени компенсировать бюджетом развития, который, конечно, должен быть гораздо больше.

Сегодня, применительно к адресной программе капвложений, мы начинаем более внимательно анализировать, какие средства, куда и для чего вкладываем. Мы исходим из того, что средства должны аккумулироваться на вполне определенном перечне объектов, дающих быструю отдачу. Поэтому не случайно мы занялись разработкой программы экономического и социального развития Петербурга на ближайшие три года (вскоре она будет рассмотрена правительством). Главной особенностью программы, делающей ее реальным инструментом экономической политики, должно стать бюджетное подкрепление. В случае утверждения программы Законодательным собранием ее финансирование может быть предусмотрено с 2004 года. Подобные долгоиграющие программы способствуют пониманию, в какую сторону мы должны двигаться, куда следует вкладывать деньги.

- Однако ключевое значение имеют не столько бюджетные вложения, сколько частные инвестиции в экономику региона. Что будет делаться для повышения инвестиционной привлекательности Петербурга, совершенствования законодательной базы, упрощения процедур в духе идей "единого окна"?

- Законодательство обязательно будет корректироваться. В 1998 году, когда принимались законы, казалось, что некоторые их положения привлекательны для инвесторов, создают им дополнительные гарантии. За это время произошло переосмысление потенциала, которым мы располагаем, стало ясно, что многие процедурные вопросы можно упростить, сделать правила более понятными и четкими. Зачастую говорят, что Петербург по своей инвестиционной привлекательности уступает Ленинградской, Псковской, Новгородской, Московской областям, - но это только на первый взгляд. Мы стараемся более основательно прорабатывать эти вопросы, чтобы потенциальный инвестор спустя какое-то время не испытывал неудобств от того, что ему в самом начале что-то недосказали. "Единое инвестиционное окно", конечно, условность. Но было бы правильно, чтобы действовала единая структура, которая аккумулирует и перерабатывает требования всех городских структур, а инвестор мог в ней сразу получить ответы на все вопросы. Было бы логично, чтобы таким "окном" стал КЭРППиТ.

- Должны ли быть у города приоритеты, регулирующие, в том числе законодательно, инвестиционную активность, поддержку тех или иных видов деятельности? Например, Ленобласть постоянно объявляет, что стимулирует привлечение инвестиций в первую очередь в основной капитал, в производственные проекты...

- Такое регулирование происходило на фоне отсутствия регулирования федерального, и сейчас, по мере вступления в силу новых частей Налогового кодекса РФ, возможности раздачи льгот все более сокращаются. И давайте оценивать не только заявления руководителей об инвестиционной привлекательности их регионов, но и результаты. Вспомним хотя бы возникшую еще в 1995 году идею строительства в Ленобласти завода по выпуску автомобилей "Форд". 500 рабочих мест - это хорошо, но для региона с населением около 1 млн человек - не очень много. Но даже не это главное - мы ведь до сих пор не можем купить автомобиль, выпускаемый в Ленобласти. Разве нормально, что такой проект реализуется уже 6 лет?

- Зато можно приобретать сигареты фабрики "Филип Моррис", которая в итоге была создана не в Петербурге, а в Ленобласти и уже дает значительные поступления в бюджет области по акцизам и налогу на доходы физических лиц...

- Да, мы можем купить сигареты и пожевать жвачку, но это совсем другая история... Я понимаю подтекст ваших вопросов - сейчас много говорят о конкуренции между городом и областью за привлечение инвестиций. Естественно, что Петербург использует свои преимущества - более развитую инфраструктуру и систему обслуживания, более высокий уровень предпринимательской культуры на многих существующих предприятиях, позволяющий реализовывать совместные проекты, а не создавать предприятия "с нуля". Наконец, благодаря снижению рисков инвестирования в Петербурге удается привлекать весьма широкие слои инвесторов - малых и средних предприятий, заинтересованных не столько в каких-то целевых льготах и "особых отношениях", а в равных условиях хозяйствования, развитой инфраструктуре. Однако Петербург, по сравнению с той же Ленобластью, должен быть городом с другим подходом к реализации инвестиционных проектов. Для нас особенно важно их осуществление в более сжатые сроки (не более 2-3 лет для крупных проектов), иначе просто пропадает их привлекательность. В настоящее время мы имеем определенный инвестиционный портфель, который прорабатывается в плане выявления сюжетов, перспективных для экономики города.

- Например?

- Петербург - транспортный узел, и сюда могут поставляться не только конечные продукты, но и сырье. Пользуясь этим, мы заинтересованы, в частности, в строительстве сахароперерабатывающего завода, масложировых производств и т. д. Как известно, через город проходят большие объемы нефти, но не обязательно поставлять ее на Запад только в виде сырья. В Петербурге есть хорошие возможности для создания предприятий по переработке нефти - причем даже не в топливо, а в производство побочных, весьма рентабельных продуктов. Нужно исправлять ненормальную ситуацию с логистикой, когда в порту постоянно простаивает большое количество транзитных грузов. Обладая передовыми технологиями в судостроении, мы должны активнее предлагать на рынке свои возможности в сфере ремонта, достройки, обслуживания судов. Как показывает мировой опыт, в том числе наших соседей, это очень выгодное дело. Тем самым мы будем стимулировать и развитие других отраслей промышленности. Плохо обстоят дела и с внедрением в производство продукции, создаваемой нашими научно-исследовательскими структурами.

- Есть ли будущее у такого спорного инструмента поддержки инвестиционной деятельности, как зоны экономического развития?

- Многие мои коллеги относятся к зонам с опасением - дескать, коммерческим структурам даются льготы, преференции, а затем мы недополучаем деньги в бюджет. Я же считаю, что этого не надо бояться, тем более что при умелом использовании свободных зон можно добиться поразительных результатов - об этом свидетельствует опыт того же Китая.

Зоны реально помогают бизнесу развиваться, предприятия, пользующиеся налоговыми льготами, получают возможность вкладывать зарабатываемые средства в другие проекты, расширять свою деятельность. Впрочем, поддерживая практику создания зон, нужно максимально четко и подробно прописать все процедурные вопросы, а за соответствующими властными структурами оставить серьезные полномочия по контролю и возможность спросить с предпринимателей в случае каких-то отклонений.

- То есть вы ратуете за то, чтобы как можно больше зависело от субъективной воли чиновников?

- Нет, речь идет о том, чтобы максимально регламентировать деятельность чиновников - полагаю, на нынешнем этапе это правильно. Это даст возможность предпринимателю четко понимать, что от него официально требуется - и тогда вопрос о чиновничьих злоупотреблениях отпадет. А сейчас действительно возникают всевозможные опасения: а вдруг кто-то где-то что-то... Среди рассматриваемых проектов организации новых зон выделяется зона экономического развития кольцевой автодороги (КАД). Обозначая определенные рамки и приоритеты, мы говорим, что в зоне КАД должны создаваться логистические терминалы, свободные таможенные склады, инфраструктура, связанная с движением, обслуживанием автотранспорта: мотели, АЗК, торговые предприятия и т. д. Здесь должна присутствовать и определенная выставочно-ярмарочная деятельность. Благодаря более эффективному использованию территории, прилегающей к магистрали (а сегодня город вообще мало уделяет внимания этим вопросам) здесь могут развиваться самые различные виды деятельности. В конечном счете это позволит разгрузить город и от массы большегрузных автомобилей и вывести за черту города некоторые производства.

- Кстати, что делается по выводу промышленных зон из центральной части города и почему фактически приостановлена реализация концепции реструктуризации предприятий - ведь за три года было заключено лишь несколько договоров о реструктуризации?

- Решением этих проблем мы продолжаем заниматься. Так, недавно было принято два распоряжения администрации, которые направлены на развитие промышленности и способствуют выводу производств из центра города.

Согласно первому распоряжению, в случае неэффективного использования предприятием своей территории арендная плата будет подниматься. Так с помощью экономических рычагов мы заставляем руководителей предприятий более эффективно и рационально использовать имеющийся у них потенциал.

Аналогичные цели преследует распоряжение, согласно которому почти в два раза повышается арендная плата за земельные участки, где располагаются объекты незавершенного строительства. Сейчас руководители многих предприятий просто не спешат подписывать акты приема-сдачи и платят за такую "незавершенку" значительно меньше. Мы же установили нормативный срок, нарушив который предприятие должно платить по повышенной ставке, иначе объект будет передаваться тем, кто может завершить или его перепрофилировать.

Одновременно с созданием этих механизмов мы проводим инвентаризацию всех промышленных зон. Особое внимание уделяется инженерной подготовке территорий, на которые можно в сжатые сроки переместить производства. Мы подвигаем к этому, не только повышая арендную плату, но и возможностью появления инвесторов, которые на территории предприятий будут реализовывать более привлекательные проекты. К сожалению, пока единственный хорошо проработанный проект - создание на месте ГИПХа театра Бориса Эйфмана.

- А как вы оцениваете лоббируемую КУГИ модель решения проблемы путем организации агентств по развитию территорий и, в частности, первый опыт создания агентства по развитию Выборгской стороны как "делового сити"?

- Пример с "Бекаром" - не самый плохой случай, насколько я могу судить, у него получается довольно хорошо. Но вариантов работы может быть много, не обязательно ограничиваться формой агентств.

- Как вам видится роль вашего комитета в контексте повышения эффективности управления городом своей собственностью - пакетами акций, долями, паями в различных структурах, ГУПами и т. д.? Вы согласны с мнением председателя КУГИ Валерия Назарова, что именно КЭРППиТ должен координировать в общегородском масштабе эту работу, анализировать эффективность управления объектами собственности и готовить соответствующие предложения?

- Да, это отвечает концепции нашего комитета, который призван быть органом, определяющим, в частности, и приоритеты развития отраслей экономики.

- Что на практике сейчас делается в этом направлении?

- Управление нашего комитета, занимающееся предприятиями с госучастием, начнет анализировать их деятельность после того, как будет утверждена программа экономического и социального развития Петербурга, о которой я уже говорил. Именно в этой программе сформулированы приоритеты, с учетом которых наши специалисты станут оценивать работу всех подобных предприятий. Тогда можно будет говорить, от участия в каких организациях городу следует отказаться - и это мы будем рекомендовать КУГИ. Или мы будем настаивать, что те или иные предприятия соответствуют приоритетным для города направлениям и их нужно поддерживать, увеличивая в них нашу долю.

- А как быть с ГУПами, о неэффективности которых в последнее время часто заявляет губернатор, - из более чем 700 ГУПов какая часть должна сохраниться?

- Пока рабочая группа правительства города, в которой участвуют и наши представители, анализирует ситуацию по всем предприятиям. Конечно, большое количество ГУПов функционирует недостаточно эффективно. Среди них много предприятий социальной направленности, которым и дальше придется помогать, в том числе финансово. С другой стороны, есть и немало предприятий, которые должны развиваться динамично и эффективно, давать доход в казну.

Нужно разбираться, почему этого не происходит, менять менеджмент, добиваться рентабельной работы. И, конечно, некотороые ГУПы будут ликвидированы. Сегодня пока рано говорить о каком-то процентном соотношении: может быть, останется 25% ГУПов, а возможно - 70%, но их деятельность будет перепрофилироваться.

Кстати, завершив работу с городскими госпредприятиями, мы намерены заняться федеральной собственностью. В Петербурге сейчас огромное количество таких структур, по сути, никому не подконтрольных. И, как правило, ни один федеральный орган не занимается анализом их работы...

- Что будет делаться для повышения эффективности работы системы городского заказа - зачастую утверждается, что проводится мало открытых конкурсов, недостаточна централизация закупок, позволяющая экономить средства?

- Городской заказ - весьма специфическая вещь. Я не согласен, что мало открытых конкурсов, недостаточно информации и т. д. Из-за того, что информация появляется в основном в специализированных изданиях и широкая аудитория о них не знает, возникает мнение о закрытости конкурсов, их недоступности. Впрочем, мы осознаем наличие ряда вопросов, проблем. Поэтому подготовлены изменения в Закон о заказе - по сути, это о новый закон, иной, чем ныне действующий.Речь идет о понятности, прозрачности процедур, при определенной ориентации на размещение заказа среди городских предприятий.

- Иными словами, вновь предполагаются преференции, лоббирование местных производителей, то есть то, что вызывало претензии у ТУ МАП и прокуратуры?

- Мы не стремимся к созданию преференций, не будет никаких 15-процентных скидок для местных предприятий. Но когда есть конкуренция на рынке товаров и услуг, когда высококачественную продукцию выпускает несколько петербургских предприятий, то, наверное, приоритет должен отдаваться нашим предприятиям. Кроме того, по ряду товаров и услуг, носящих массовый характер (обычно приводятся примеры скрепок, кнопок, швабр и т. п.), безусловно, будет происходить некая централизация - зачем делать закупки у разных поставщиков по ценам, порой отличающимся в несколько раз.

Поэтому мы планируем активнее использовать биржу и существующие биржевые котировки. Более жесткой должна быть и процедура исполнения городского заказа - ведь ненормально, когда заканчивается финансовый год, а мы еще рассматриваем условия некоторых конкурсов. Подобную ситуацию можно будет исправить благодаря автоматизированной системе управления горзаказом, разработку которой мы только что закончили. Она представляет собой, по сути, программный продукт, адаптированный к казначейской финансовой системе, и позволяет сразу после проведения торгов оперативно осуществлять проплаты по выполненным заказам, резко сокращая технические моменты. Главные распорядители кредитов бюджета смогут довольно быстро и легко участвовать во всех процедурных вопросах.

- Однако при размещении заказа очень многое зависит от того, кто и как формирует конкурсные условия...

- Более существенную роль должен играть экспертно-промышленный совет (ЭПС) при губернаторе. Сегодня он, к сожалению, не выполняет в полной мере своих задач. Осуществляя консультационные функции, ЭПС должен, в частности, согласовывать условия конкурсов. Необходимо, чтобы ЭПС утверждал методики проведения закупок, рекомендуемые всем распорядителям бюджетных средств, ибо зачастую закупаются одни и те же товары и услуги - начиная со скрепок, кнопок, швабр и т. д. и кончая, скажем, поставками топлива.

Конкурсная документация на поставки топлива должна быть одинаковой для всех структур. Сейчас же почему-то ГП "Пассажиравтотранс" делает закупки по одной процедуре, ГУВД - по другой, учреждения здравоохранения - по третьей. Естественно, разными оказываются и цены. Мы надеемся, что уже вскоре, с 1 февраля или 1 марта, эта новая методика проведения конкурсов начнет реализовываться.

Санкт-Петербург