Идут и смотрят

Тиражирование московского успеха в Петербурге позволяет прогнозировать рост всего отечественного кинопроката

За последние два года валовые сборы в отечественных кинотеатрах выросли более чем в четыре раза. В первые две недели показа "Властелин колец" собрал в России 4,5 млн долларов, что превышает сумму валового сбора за все время российского проката мирового рекордсмена -"Титаника". "Это объясняется не уникальностью фильма, а объективным ростом рынка", - говорит директор кинокомпании СТВ Владимир Сельянов. По его мнению, рост этот настолько стремителен, что фильмы, которые покажут на экранах в конце нынешнего года, имеют шанс собрать в полтора раза больше денег, чем вышедшие сейчас.

"На самом деле показатели роста связаны прежде всего с тем, что рынок растет от "нуля", - уточняет директор кинопрокатной компании "Петербургкино" Людмила Томская. - Кинопроката как такового в России нет, а есть лишь демонстрационные модели, сосредоточенные в Москве и отчасти в Петербурге". Тем не менее эти модели довольно наглядны и могут послужить толчком долгосрочного развития, если заинтересованные стороны правильно используют ситуацию.

От падения к подъему

В начале 90-х годов прошлого века кинопрокат в России практически перестал существовать. Сначала от киноэкрана отвернулись люди среднего возраста, а чуть позже - и молодежь. Этому способствовали как объективные, так и субъективные причины. Глобальные изменения в стране сильно переменили образ жизни россиян, так что большинству из них стало просто не до кино. К тому же оно перестало выполнять функцию "окна в мир" - Запад вошел в нашу жизнь (товарами, услугами, свободой, в том числе и путешествий, и т.п.) и его экранный суррогат многим перестал быть нужным. А пришедшее оттуда же видео (вместе с качественными видеомагнитофонами и телевизорами) и значительно улучшившийся кинорепертуар телеканалов окончательно добили отечественный кинопрокат. Он не смог перестроиться под новые условия.

Возрождение началось в самом конце 90-х годов, когда стала заметно расти категория относительно состоятельных россиян, включивших посещение кинотеатров (превратившихся в разновидность ночных клубов и кафе) в свой досуг. Понятно, что высокое качество сервиса стало ключевым условием успеха кинопрокатного бизнеса. Люди готовы платить хорошие деньги, но хотят получить за них максимум удовольствия. В зале - хорошее кино на хорошем экране и в мягком кресле, к тому же с попкорном, пивом или колой. В фойе - рестораны, кафе, игровые автоматы.

Между тем инфраструктура в этой сфере и до "клинической смерти" не соответствовала нынешним критериям качества, а период упадка и вовсе привел ее в плачевное состояние. Примерно половину из почти сотни кинотеатров, существовавших в Петербурге при советской власти, в 1994-1995 годах приватизировали в пользу частных лиц и впоследствии переоборудовали под ночные клубы, кафе, выставочные залы. Из сохранивших профиль 39 остались государственными, а 17 - приватизированы в пользу трудовых коллективов. Модернизируются они чрезвычайно медленно. Абсолютное большинство кинотеатров из-за нехватки средств на реконструкцию продолжает прозябать - потенциальные инвесторы либо не могут договориться с властями (по кинотеатрам, принадлежащим городу), либо наталкиваются на сопротивление собственника - коллектив акционерного общества.

В Москве исходная ситуация была аналогичной, но прогресс там, как и в других подобных случаях, шел быстрее. Уловив рост спроса, инвесторы начали вкладывать средства в реконструкцию помещений и закупку современного оборудования. В 1997-2000 годах в столице появилось около трех десятков современных кинотеатров, которые начали быстро набирать обороты.

Петербургу пока сильно не хватает московских темпов. Из государственных кинотеатров к 1999 году современный вид приобрела лишь "Аврора", потом заметно улучшился киноцентр "Ленинград". Сейчас реконструированы также кинотеатры "Дом кино" и "Родина", находящиеся в одном здании. Частный капитал к настоящему времени создал всего пять современных кинотеатров: три на Невском - "Колизей", "Кристалл Палас" и "Баррикада"; один на Большом проспекте Петроградской стороны - "Мираж-Синема" и "Джем-Холл" на площади Конституции. Все они (а также "Аврора") оборудованы системами Dolby, специальными креслами и полным набором дополнительных услуг. Эти пять частных кинотеатров вместе с "Авророй", "Ленинградом" и "Паризианой" (бывший "Октябрь") обеспечивают 90% совокупного оборота питерского кинорынка, составляющего, по разным данным, от 10 до 20 млн долларов в год (около 10% московского рынка).

Вторая половина

Качественный сервис - лишь половина дела. Успешность кинотеатра напрямую зависит еще и от правильно выстроенной репертуарной политики и взаимоотношений с кинопрокатными организациями. Наибольшие сборы дают фильмы популярных направлений американского кинематографа (триллер, боевик, фантастика), имеющие звездный состав актеров. Крупнейшими обладателями прав на показ таких фильмов в России являются три частные компании, учрежденные крупными западными фирмами. Это "СП "Каро"", "Каскад" и "Империя кино" ("Каро" является дистрибьютором Warner Brothers). Они являются локомотивами кинопроката в России.

Инициировав полтора года назад бурный рост кинопрокатного бизнеса в Москве, эти компании двинулись в Петербург. Первой ласточкой стала "Каро", реконструировавшая "Колизей" и заключившая договор на управление большим залом киноцентра "Ленинград". Судя по всему, экспансия москвичей будет продолжаться. Так в ближайшее время ожидается приход в Петербург другого крупного СП - "Империя кино" (открыто о своих планах прокатчики предпочитают не говорить).

На зарождающемся рынке кинопроката также пока заметны лишь региональные кинопрокатные ГУПы (возникшие в результате распада советских киноструктур), к которым в 1992 году отошли региональные фильмофонды. Деньги на закупку новых лент (как отечественных, так и зарубежных) ГУПам предоставляют бюджеты субъектов Федерации в соответствии с постановлением правительства 1037 о поддержке отечественного кинематографа. Фильмы прокатываются в собственных кинотеатрах и продаются во все кинотеатры соответствующего города или области (включая киноустановки - в пансионатах, тюрьмах, школах и т. д.). Ситуация в каждом регионе имеет свою специфику, но в целом можно сказать, что за исключением Москвы и Петербурга прокатная деятельность ГУПов больше напоминает известный анекдот про человека, варившего яйца. О "наваре" никто даже не мечтает, а смысл деятельности госпрокатчиков сводится к формуле "ну, во-первых, я при деле...".

Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию, руководители кино-ГУПов лоббируют интересы своих клиентов. Так директор "Ленкиновидео" Мирза Алиев добивается от местных властей дотаций для их же муниципальных кинодирекций, которые перечисляют в "Ленкиновидео" фиксированную плату (60 тыс. руб. в год) за пользование всем фильмофондом областного ГУПа (25 000 названий). К настоящему времени такую схему Алиеву удалось реализовать в 10 из 16 муниципальных кинодирекций Ленинградской области. Подобная ситуация типична для российской провинции.

"Тонкий расчет"

Между тем и в столицах рынок, по существу, находится в стадии становления. Менеджеры успешных кинотеатров постепенно набирают опыт современного управления своим бизнесом.

Понять, соберет ли фильм много зрителей, можно, изучив имеющиеся в Интернете данные по кассовым сборам в США и Европе. Однако, как полагает Александр Кунец, директор кинотеатра "Кристалл Палас", "в основу работы над репертуаром положен тонкий расчет. Мне иногда выгодней показать не слишком кассовый фильм, к примеру "В тылу у врага", при полупустом зале, чем суперкассовый "Властелин колец" при 100-процентной заполняемости". Причина в том, что если в среднем кинотеатры отдают прокатчикам в виде платы за показ 50% стоимости билета, то в особо кассовых случаях этот процент может составлять и 75%.

Успех кинотеатров во многом зависит и от умения менеджеров извлекать доходы из сервиса. На Западе дополнительные услуги (попкорн и пиво в зале; кафе, ресторан, игры - в фойе) приносят до 70% общего дохода. Похожая тенденция набирает силу и у нас. Как выразился директор одного из петербургских кинотеатров, "зритель обязательно что-то купит, и если соотнести стоимость билета и большого стакана попкорна, то получится, что сам по себе показ фильма приносит меньше денег". Сейчас дополнительные услуги в хороших городских кинотеатрах в среднем приносят им от 30% до 50% валового сбора от проданных билетов, и поэтому во всех современных кинотеатрах присутствуют заведения общепита, а кое-где - даже танцполы с живой музыкой.

Между тем большинство директоров, работавших в советское время, не в состоянии руководить современным бизнесом. Их стереотипы ("решаю я, а не зритель") разрушить тяжело. Подготовкой же управленческих кадров на профессиональном уровне, с учетом требований современного бизнеса, у нас никто не занимается. Иногда доходит до курьезов. Александр Кунец рассказал: "Недавно общался с бизнесменом-лесопромышленником, который хочет вложить несколько сотен тысяч долларов в кинотеатр. На мой вопрос, а как вы этим делом управлять собираетесь, он ответил: "А чем управлять? Купить фильм и крутить".

На пороге рынка

Тем временем спрос на качественный кинопоказ в нашем городе заметно растет. На Невском, где расположены пять из восьми современных питерских кинотеатров, кинопрокатчикам становится тесновато. Если раньше в "Авроре" билеты стоили от 100 до 250 руб., то после открытия "Колизея" - 50-150 руб. Очевидно, пришло время освоения периферии.

Владельцы питерских кинотеатров предпринимают попытки расширения своего бизнеса. Так на 17 апреля назначено открытие второго "Джем-Холла" (в здании ДК "Ленсовета"). Строительная компания "ЛЭК" предложила всем директорам современных кинотеатров принять участие в строительстве новых залов в городских торговых центрах (первый проект предполагается осуществить к маю). Кроме того, есть отличные перспективы по реконструкции старых "киношек" в отдаленных от центра районах (например, в этом году "Нева-1" намерена осуществить два проекта - на площади Мужества и проспекте Ветеранов).

По оценкам специалистов, затраты на реконструкцию в зависимости от качества технического переоснащения могут составлять от 500 тыс. до 5 млн долларов. И хотя собственники и руководители кинотеатров предпочитают не называть конкретных сумм, известно, к примеру, что в модернизацию "Колизея" было вложено около 2 млн долларов, а в обновление оборудования "Ленинграда" - около 100 тыс. долларов. В стоимости проекта примерно 20%-30% занимает оборудование и 70% - акустика, кресла, правильный монтаж. Для качественной реконструкции старого кинотеатра, по словам генерального директора кинокомпании "Нева-1" Олега Березина, в среднем нужно потратить 500 тыс. долларов. Причем большие залы строить уже не модно. Из мировой практики известно, что несколько малых залов дают гораздо больший эффект, чем один большой (370 мест в трех залах "Кристалл Паласа" в сумме дают больше, чем 600 мест в "Авроре", где один зал). И дело не в цене билетов - просто больше сеансов и разнообразнее выбор фильмов, идущих одновременно.

Срок окупаемости средних по масштабу вложений проектов, по экспертным оценкам, колеблется от 1,5 до 2 лет, что для российской экономики является весьма высоким показателем. Наша страна пока не знает примеров обанкротившихся современных кинотеатров. А уровень рентабельности, по оценкам экспертов, колеблется от 10% до 30%.

Очевидно, что инвесторы хотели бы в первую очередь вложиться в старые кинотеатры. Большинство из которых - государственные. Но власти Петербурга сами тормозят инвестиционный процесс. Несмотря на то что государственные кинотеатры влачат жалкое существование, а при этом на подавляющее большинство "стекляшек" есть заявки от инвесторов, город не спешит расставаться с неэффективной собственностью, мотивируя это заботой об отечественном кинематографе. Чиновники уверены, что если отдать кинотеатры в частные руки, то российского кино там не будет. И надо признать, что они правы - из всех кинотеатров, работающих в системе Dolby, отечественные фильмы показывает только государственная "Аврора".

Оптимальным, с точки зрения властей, могло бы стать приобретение наиболее интересных объектов государственными же прокатными организациями. В этом заинтересованы и сами прокатчики. Покупка кинотеатра прокатной организацией и построение вертикально интегрированной структуры несомненно дает экономические выгоды (примеры уже названы - "Каро", "Империя кино", "Каскад"). Но даже у коммерчески вполне успешного ГУП "Петербургкино" нет собственных средств для таких инвестиций, а бюджет скорее всего денег не выделит.

Государственные кинотеатры могло бы взять под свое крыло новое АО "Российский кинопоказ", создающееся сейчас усилиями федеральных властей. Однако сам гигантский масштаб этой инициативы порождает сомнения в ее жизнеспособности. Людмила Томская: "В 94-м году уже пытались создать нечто подобное. Но тогда москвичи не смогли договориться с регионами. Теоретически мы заинтересованы во вступлении в единую мощную структуру, которая могла бы вести переговоры с той же "Каро" уже совсем с других позиций (сейчас мы приобретаем у "Каро" "Властелина колец" на "допрокат", после того как фильм прошел во всех кинотеатрах, имеющих систему Dolby, с которыми "Каро" работает напрямую). Но эта структура, во-первых, должна реально работать, а во-вторых, в ней необходимо четко прописать процедуры совместной хозяйственной деятельности в долях, пропорциональных вложениям. Пока я не вижу реальных предложений".

Позиции потенциальных инвесторов пока туманны. Но побороться есть за что. Людмила Григорьева, директор кинотеатра "Аврора": "Если два года назад средняя заполняемость нашего зала составляла 10%-15%, то теперь она выросла в два раза и составляет 30%". По данным службы кинематографии Министерства культуры, средний россиянин посещает сегодня кинотеатр один раз в три года. В советские времена этот показатель равнялся 18-20 посещениям в год. Если учесть, что население России за десять минувших лет не могло значительно изменить своим культурным предпочтениям, у отечественного кинорынка в перспективе по крайней мере двадцатикратный рост. Как быстро этот потенциал будет реализован? Кто заработает на этом? Повлечет ли рост рынка возрождение отечественной кинематографии или все сливки будут снимать голливудские "фабрики грез"? Сегодняшний кинобум свидетельствует о том, что очень скоро мы получим ответы на эти вопросы.

Санкт-Петербург

 vrez_picture_1

Голосует зритель

О специфике своего бизнеса рассказывает Вадим Кондратенко, директор кинотеатра "Джем-Холл": "Поскольку мы расположены не в центре, с самого начала надо было решить, чем же завлечь зрителя. Давать рекламу не имело смысла. Мы сделали свой зал по принципу "не так, как у всех". Создали необычный образ, который заставляет людей приезжать к нам из других районов (70%-80% у нас постоянных клиентов). В зале расположены не стандартные кресла, а диваны, возле них стоят столики и можно выпить-перекусить.

Было тяжело с посещаемостью только первые шесть месяцев в 2000 году, через год уже был стабильный поток. Оборот сейчас увеличился на 40% и достиг, на мой взгляд, максимальной отметки. Однако я не могу сказать, что мы полностью окупили проект. Это связано с тем, что у нас небольшой зал. Большая вместимость сократила бы срок окупаемости.

Если говорить о показе российского кино, то у нас пока мало коммерческих и просто хороших (в художественном смысле) фильмов. Можно назвать только два успешных проекта за все время: "Сибирский цирюльник" и "Брат-2". На арт-хаусе тоже не проживешь, это направление не в состоянии нас прокормить. Поэтому предпочтение отдается голливудским фильмам".

Плохой хороший телевизор

В мире сложилась практика оптимального использования прав на фильм за счет разнесения сроков лицензий во времени: первыми новый фильм получают кинотеатры, затем видео, и только через полтора-два года он появляется на голубом экране. При этом в среднем из 100 долларов прибыли, полученных правообладателем, 30 долларов дает кинопрокат, еще от 30 до 50 - приносит видео, остальные 20-40 долларов - телевидение.

На неустоявшемся российском рынке ситуация иная. Степень доверия к нашему кинопрокату со стороны западных правообладателей пока невелика. Поэтому, стремясь получить максимальную выгоду, правообладатели передают фильмы в кино-, видео- и телепоказ практически одновременно. Для развития кинопроката это является серьезнейшим сдерживающим фактором. Вопреки расхожему мнению основной конкурент кинопроката - не видео, где фильм появляется практически одновременно с кинотеатрами, а телевидение. Людмила Томская: "Даже в самые худшие времена видео не составляло серьезной конкуренции кинопрокату. Люди прекрасно отдают себе отчет в том, что практически за те же деньги им продают совсем другое качество". Иное дело, если зрителю совершенно бесплатно предлагается посмотреть тот же фильм в домашних условиях. "Дело даже не в этом, - уточняет генеральный продюсер ТРК "Петербург" Юлия Стрижак. - Имеет значение общее качество российского телепоказа. Ведь в той же Швеции, например, приличный фильм показывают не чаще, чем один раз в неделю, и для шведов это событие - они его ждут и специально собираются у экрана всей семьей. А у нас практически ежедневно хотя бы один канал демонстрирует фильм, достойный внимания.

Юрий Воскресенский