Администрация Петербурга начинает реформу городского хозяйства с резкого (в несколько раз!) повышения тарифов и ставок для населения. Если реформа по большому счету этим и ограничится, скандал неизбежен.
В предшествующие годы петербургские власти загнали городское хозяйство в порочный круг. Неэффективное управление требовало все больше средств на содержание хозяйства, но по политическим причинам власть не могла адекватно увеличивать тарифы и их отрыв от реальных затрат нарастал. В конце концов наступил момент, когда компенсировать разницу из бюджета город уже не мог. Хозяйство начало стремительно деградировать, потребность в средствах от этого стала расти еще быстрее, как и объем недофинансирования. Это делало управление хозяйством еще более неэффективным.
Сейчас, когда власть решилась наконец пойти единственно верным путем - вывести эту сферу на рынок, для чего необходимо "обнулить" ситуацию, приходится вынимать огромные средства из единственного оставшегося источника - карманов горожан. Этот чрезвычайно непопулярный шаг создает серьезные риски для Смольного. И дело даже не в том, удастся ли довести задуманное до логического конца.
Реформы такого масштаба, даже при идеальном их проведении, требуют значительного времени. Но у простых людей, как правило, не осознающих всю сложность такой работы, существует психологический предел ожидания перемен. Если реформа затянется и горожане устанут ждать заметного улучшения положения, они решат, что их в очередной раз под видом реформ просто ограбили.
Это будет дежа-вю - повторение "реформы" ЖКХ, которую губернатор Яковлев начал в 1997 году также с резкого повышения тарифов, что чуть не довело его до "импичмента", затеянного коммунистами. В тот раз все обошлось простым скандалом. Но меняются и времена, и люди. Кто знает, как отреагируют петербуржцы на этот раз, если реформа опять будет профанирована? Не исключено, что скандал произойдет уже на качественно ином уровне.