Иппический жанр

Москва, 05.07.2004
«Эксперт Северо-Запад» №25 (182)
Средний класс Санкт-Петербурга содержит пять тысяч лошадей

Граждане России активно копируют европейский стиль жизни, стараясь наверстать упущенное во времена социалистической аскезы. Растущий платежеспособный спрос сегодня стимулирует и такой пока экзотический для нас вид деятельности, как организация занятий верховой ездой.

Класс и чувственность

Занятия верховой ездой содержат столь притягательные для многих "три в одном" - это и предмет роскоши, и элитарный досуг, и разновидность фитнеса. Кроме того, они повышают социальный статус. Так, президент Федерации конного спорта России, супруга московского мэра и одна из самых богатых женщин России Елена Батурина, в одном из своих нечастых интервью отметила: "...среднему классу, который сейчас активно начал покупать лошадей, приятно чувствовать себя причастным к "спорту королей". Они и создают ту массу, которая поднимает конный бизнес. Хотя прибыли он не приносит нигде в мире - хорошо, если окупает себя. Сложно назвать это бизнесом".

С одной стороны, для многих в России и бизнес не бизнес, если на нем нельзя за десять лет стать богаче английской королевы. С другой - наш анализ показывает, что уже сейчас можно, а в некоторых аспектах уже и должно, называть услуги, оказываемые состоятельным конникам, бизнесом. Ведь именно владельцы лошадей, а не спортсмены или любители конного спорта, формируют сегодня рынок услуг по содержанию лошадей, уходу за ними, организации занятий, в том числе и спортивных, предъявляя при этом все более высокие требования к уровню обслуживания. Поэтому основным направлением нынешнего этапа развития этого сегмента рынка является повышение качества услуг. И это хорошо, причем не только для людей, но и для лошадей.

Современный человек больше знает об автомобилях, чем о лошадях. А ведь именно они в течение многих веков в меру своих лошадиных сил обеспечивали человеку такое важное для жизни качество, как мобильность. Передав эстафетную палочку механическим транспортным средствам, лошади скромно удалились на периферию жизни общества, оставаясь объектом традиционного интереса для элиты, профессионалов и любителей конного спорта, шире - "лошадников", поклонников этих красивых и благородных животных. Интересно, что среди любителей лошадей особенно много женщин. Елена Батурина по этому поводу заметила: "Вообще, конный спорт часто привлекает именно женщин - общение с лошадьми пробуждает чувственность, здесь все строится на эмоциях и ощущениях, мужчины это не всегда понимают".

Растущий рынок

В советские времена в Ленинграде было всего несколько конно-спортивных клубов (КСК), а лошади - наперечет. Рыночные преобразования дали возможность любителям лошадей и конного спорта за счет энтузиазма и немногочисленных спонсоров открыть сравнительно небольшие и плохо обустроенные частные конюшни и конно-спортивные клубы, куда поначалу и потянулись первые частные владельцы лошадей. Как и в случае с другими капиталистическими начинаниями в России, первой стала создавать моду на лошадей богатая Москва. О многом говорит и то обстоятельство, что Президент Владимир Путин получил и, что характерно, принял в подарок двух чистокровных скакунов. В прессе уже мелькали его фотографии в жокейке.

Петербург традиционно старается не отстать. По оценкам специалистов, сегодня в Санкт-Петербурге и ближайших пригородах работает уже более 100 конюшен и конно-спортивных клубов, в денниках которых содержится около 5000 лошадей. За последние два-три года их количество увеличилось в два раза, и это связано с тем, что среди представителей среднего класса стало модно покупать коней.

Лошадей поставляют в основном из южных регионов России - Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. Особых предпочтений в породах выявить не удалось. Цена зависит от породы, возраста, состояния здоровья и многих других факторов, знакомых в основном специалистам. Воспроизводство и селекция лошадей в Санкт-Петербурге не очень развиты, хотя это правило и не без исключений. В профильной рекламно-информационной газете "Маренго" уже присутствуют объявления о продаже глубокозамороженного семени европейских жеребцов, а потомство лошадей с хорошей спортивной родословной всегда находится под присмотром специалистов.

Существует и вторичный рынок (например, когда лошадь продается в связи с изменением жизненных обстоятельств владельца или по другим причинам). Судя по отзывам, этот рынок еще далек от насыщения и желающих купить лошадь больше, чем подходящих мест для постоя.

Любителей лошадей можно разделить на две категории, которые редко пересекаются и, как правило, отличаются по материальным возможностям и потребительскому поведению. Одни тратят много сил, чтобы содержать своего коня, другие просто имеют достаточно средств на это увлечение, пока еще экзотическое у нас и потому привлекательное. Первые стараются ежедневно заниматься с лошадью, поэтому ориентируются на близко расположенные конюшни. Более состоятельные владельцы предпочитают включать лошадь в программу воскресного загородного отдыха, требовательны к уровню комфорта и окружению. Они-то и сформировали спрос на современный уровень сервиса и комфорта, который бизнес пока только начинает осваивать.

Все цвета радуги

Более половины конюшен (65%) являются коммерческими организациями в статусе ЗАО, ООО, ИП и работают на прибыль. Остальные 35% относятся к спортивным клубам или общественным организациям. Однако, независимо от юридического статуса, основной источник формирования их бюджетов сегодня - предоставление мест для постоя лошадей, принадлежащих клиентам, и другие сопутствующие услуги. По качеству сервиса конюшни можно разделить на три уровня: бизнес-класс, средний и низший (просто конюшня).

Еще пять лет назад некоторые предприниматели, почувствовавшие возможность заработать, оказывая такого рода услуги, начали готовить проекты первых конюшен по европейским образцам. Новые конно-спортивные клубы бизнес-класса появлялись в местах, давно облюбованных элитой для загородного отдыха. Один из реализованных проектов - клуб в Комарово имеет крытый отапливаемый манеж 20х80 м, большой открытый манеж, две конюшни на 60 голов, оборудованные кондиционерами, гостевую конюшню для размещения лошадей участников соревнований. Наличие душа, кафе и прочих благ цивилизации привлекает сюда многих состоятельных людей, для которых этот клуб, в принципе, и строился. Конно-спортивный клуб в Осиновой Роще, где некогда располагалась дача секретаря Ленинградского обкома Григория Романова, и вовсе перешел на закрытую систему обслуживания, оберегает своих членов от ненужных контактов и отказывается от общения с прессой.

В клубах бизнес-класса больше ориентируются на создание условий для комфортабельного отдыха, поэтому занятия с лошадью здесь являются не единственным, а иногда и не главным элементом. К этому типу можно отнести уже упомянутые клубы, а также КСК в Ольгино, Медвежьем Стане и ряд других, общим числом не более десяти. Их отличает не только наличие сервисной инфраструктуры, но и размеры: в среднем они рассчитаны на 30-40 лошадей. В настоящее время на разных стадиях строительства или реконструкции находятся еще несколько таких бизнес-клубов. Один из них - в районе поселка Энколово - планируется открыть уже в этом году.

Конюшни среднего уровня, как правило, более скромно оснащены, но зато в них более профессиональный персонал, ориентированный скорее на конный спорт и лошадей, чем на их хозяев. Так, директор общественной организации "Конно-спортивный клуб "Юмакс"" из поселка Солнечное Максим Морозов считает, что "главное для хорошего хозяина - условия содержания его лошади. А без кафе и душа можно обойтись". К этому типу клубов относятся КСК в Колтушах, тот же "Юмакс", конно-спортивный комплекс в парке "Дубки" в Сестрорецке и ряд других. Для среднего уровня характерны меньшие размеры - они рассчитаны на 20-30 лошадей. В целом конюшни этого класса составляют около 50% от общего числа.

Низший уровень зачастую представляет собой "конюшню" в полном смысле этого слова, поскольку лишен даже элементов комфорта, причем как для людей, так и для лошадей. В качестве примера можно привести конюшни на улице Хлопина, в Озерках, несколько фермерских конюшен в пригородных поселках. В среднем в них размещается от четырех до десяти лошадей, из которых половина, как правило, принадлежит хозяину конюшни. Конюшни низшего уровня пока находят клиентов, привлекая их достаточно низкими ценами и пользуясь наличием дефицита мест. Однако о прибыльности такого бизнеса говорить трудно. В частности, владелец небольшой конюшни в Песочном, пожелавший остаться неназванным, признался, что если бы не дополнительный заработок на предоставлении ветеринарных услуг, то ему вряд ли удавалось бы сводить концы с концами.

Цена вопроса

Содержание лошади для владельца - удовольствие не из дешевых. Аренда денника (стойла) обходится минимум в 150 долларов в месяц, а в лучших конюшнях может составлять и до 500 долларов. Уборка, услуги берейтора (тренера лошади и всадника), ветеринарное обслуживание, лечение тоже стоят денег. И овес нынче дорог - около 5 рублей за килограмм, а в день лошади надо 6-10 кг. Сено не самого лучшего качества стоит около 4000 рублей за тонну. Оценка средних месячных расходов на содержание лошади - почти 600 долларов - впечатляет не только автора этой статьи, но и многих любителей. Следует отметить, что пока еще нет общепринятого подхода к формированию цены за постой лошадей, в нее включается разное число сопутствующих услуг, поэтому трудно сравнивать стоимость постоя в разных конюшнях.

С 1 июля постой в КСК "Комарово" подорожал на 50 долларов и стоит теперь 350 долларов в месяц. В ближайшее время цены еще могут вырасти. Дело в том, что пока конно-спортивные клубы, особенно расположенные в черте города, относятся к льготным категориям арендаторов. Изменения в порядке предоставления льгот, планирующиеся КУГИ, могут повысить стоимость аренды, что неминуемо приведет и к повышению цен за постой лошадей.

Сбруя, лошадиная амуниция, в основном ручной работы, тоже стоит недешево. Так, обычное седло для прогулок обойдется минимум в 250 долларов, а уздечка без "наворотов" - от 80 долларов. Ассортимент как минимум шести специализированных магазинов, торгующих товарами для конников, включает не одну сотню наименований, в том числе биодобавки к кормам и даже специальную косметику. А в магазине "Фиолетовая лошадь", который определяет себя как английский конный магазин-клуб, можно найти предметы старины, связанные с лошадьми.

Драйвинг и иппотерапия

Кроме постоя и сопутствующих услуг владельцы конюшен и конно-спортивных клубов, имеющие собственных лошадей, используют их для платного обучения новичков, проката, организации конных походов. Некоторые конюшни, в основном среднего и низшего уровней, зарабатывают на прокате лошадей для катания непосредственно на улицах города. Цена поездки колеблется от 30 рублей в спальных районах до 100 рублей в центре. Практически все опрошенные специалисты считают такую практику недопустимой. "Бедных животных заставляют работать без еды по 10-12 часов. Лошадь - животное эмоциональное и пугливое, и ее пребывание в шуме и многолюдье - это непрерывный стресс. Я не могу смотреть на этих бедных лошадей без слез", - рассказала в беседе с корреспондентом Марина Ронжина, сотрудник конно-спортивного клуба "Елагин Остров".

Среди петербургских любителей популярны выездка и конкур, не требующие больших площадок для тренировок и соревнований. Цена часового занятия с новичками колеблется от 200 до 600 рублей, в зависимости от места расположения конюшни и ее статуса. Крупные конюшни предлагают занятия несколькими видами верховой езды, более мелкие ограничиваются одним.

Для других видов конного спорта - бегов и скачек - необходимы большие площади и оборудованные трассы, поэтому они пока практически не культивируются. Зато в моду начинает входить заимствование из автоспорта - драйвинг. Это соревнования по маневрированию и езде по пересеченной местности на лошадях, запряженных в специальные экипажи. Кроме официальных соревнований под эгидой Федерации конного спорта проводятся конно-спортивные праздники, типа прошедших недавно в поселке Бегуницы традиционных соревнований на Кубок губернатора Ленинградской области, а между любителями - своеобразные "междусобойчики", на которые собираются знакомые конники.

Интересно отметить, что в числе таких положительных особенностей увлечения лошадьми, как пребывание на свежем воздухе, физическая нагрузка и эмоциональный заряд, уже давно замечено влияние верховой езды как эффективной лечебной процедуры. В результате появился даже специальный термин - иппотерапия. Верховая езда полезна в качестве средства восстановления организма после болезни, для коррекции пораженных или неразвитых групп мышц, она позитивно воздействует на психику человека, улучшает сердечную деятельность, регулирует обмен веществ. В нашем городе работает даже специализированный центр иппотерапии "Солнечный Остров", который в этом году все лето будет проводить оздоровительные конные походы в районе Царского Села.

Куда ты скачешь, частный конь?

Судя по всему, этап экстенсивного развития конного бизнеса пока еще не закончился, однако его дальнейшее направление уже начинает зависеть от рационального, в российских условиях, сочетания цены и качества услуг. Пока действующие конно-спортивные клубы, даже лучшие, не удовлетворяют требованиям многих клиентов, которые имеют возможность сравнивать уровень сервиса в наших клубах и европейских. Евгений Войтенков, генеральный директор ООО "Звезда Невы" - дилера Mercedes-Benz, так отозвался об одной, считающейся престижной, конюшне: "Там работают странные люди. За те деньги, что берут за постой лошади, можно снять однокомнатную квартиру. А у них стойла короткие и узкие, в конюшню в ботинках не войти, убирают бомжи, сено плохое". Марина Анохина, заядлый любитель лошадей и директор магазина "Фаворит", предлагающего товары для конного спорта, отмечает плохое качество покрытия в манежах и необходимость перехода на современные материалы - фетровую крошку.

Развитие неизбежно

Справедливости ради надо заметить, что владельцы конюшен тоже понимают необходимость развития. Практически все опрошенные руководители конно-спортивных клубов имеют планы строительства или реконструкции. КСК в Ольгино строит новые конюшни и реконструирует манеж. Геннадий Яковлев, заместитель директора КСК "Комарово", сообщил о проектах строительства гостиничного комплекса, бассейна, планах создания спортивного центра по современному пятиборью. Евгений Костин, тренер, мастер спорта, директор конно-спортивного комплекса в парке "Дубки", готов взять комплекс в аренду и построить на его базе клуб европейского уровня по собственному проекту. Правда, реализацию этих планов руководители клуба в основном связывают не с поиском инвесторов, а с поддержкой со стороны властей города или района.

Темпы повышения качества услуг на этом рынке будут зависеть от состояния конкурентной среды. Пока операторы особой конкуренции не ощущают, что связано с ростом рынка. Ирина Лоткова, хозяйка КСК в Медвежьем Стане, отмечает: "Практически все денники заняты, текучесть небольшая. Очереди, в обычном понимании этого слова, на постой нет, смена лошадей происходит как-то сама собой". С другой стороны, и владельцы лошадей, недовольные уровнем обслуживания, зачастую не находят альтернатив, соответствующих их повышенным требованиям, поэтому редко меняют место постоя.

Характерно, что сами владельцы демонстрируют сугубо рыночный подход к решению своих проблем. В связи с высокой платой за постой появилась практика совместного владения лошадью двумя-тремя людьми (своеобразное коммерческое товарищество на паях). Используя свою лошадь по выходным и в основном для верховых прогулок, некоторые владельцы перспективных для спорта коней дают возможность спортсменам работать с ними и выступать на соревнованиях. Так, с лошадью Евгения Войтенкова по кличке Франческа занимается выездкой и выступает спортсменка Наталья Дребут. Владельцу не просто приятно, когда его лошадь занимает классные места, - это поднимает престиж и способствует продвижению его имени и компании в фокусной группе потенциальных клиентов и заказчиков. В этом также видны контуры дальнейшего развития конного спорта на основе частного владения спортивными лошадьми.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама