Граница на замке

Реализации проекта по организации судоходной линии Тарту - Псков мешают бюрократические препоны, чинимые российскими властями

Не обладающая серьезными запасами природных ресурсов Псковская область, тем не менее, имеет один весьма значительный ресурс, гипотетически способный обеспечить быстрый рост экономики, - это географическое положение региона. Область граничит с Белоруссией (протяженность границы 305 км), Эстонией (270 км) и Латвией (214 км) и служит связующим звеном между огромным российским рынком и рынками других регионов. Через Псковскую область проходят автомобильные и железные дороги, соединяющие Москву с Ригой и Санкт-Петербург с Киевом. Центр области, город Псков, расположен примерно в одинаковой близости от Санкт-Петербурга (260 км), Таллина (280 км), Риги (260 км) и Москвы (600 км).

Однако соседство с государствами Прибалтики пока не принесло области дивидендов. Потенциал приграничного сотрудничества так и не реализован. Показательна история проекта организации судоходной линии по системе Чудского озера между Тарту и Псковом.

Контроль помешал

Идея проекта родилась еще в 1997 году. Идеологом стал крупный эстонский предприниматель Рейн Кильк, владеющий Tartu Sadam (Тартуский порт) и контрольным пакетом АО Pдrnu Sadam (Пярнуский порт), а также деревообрабатывающей фабрикой под Вильянди. Именно он предложил открыть регулярную судоходную линию между городами Тарту и Псков, по которой можно перевозить лес из России в Эстонию. Попутно эта линия могла использоваться и для пассажирских перевозок.

В том же году Рейн Кильк и губернатор Псковской области Евгений Михайлов при участии тогдашнего старейшины Тартуского уезда Яана Ыунапуу (нынешнего министра региональной политики Эстонии) подписали протокол о намерениях, суливший немалые выгоды обеим сторонам: Эстония получала доступ к ресурсам пиломатериалов, практически неисчерпаемым, а Россия - дополнительный канал поставок своей продукции в Прибалтику. Если учесть, что водный транспорт - самый дешевый, то выгоды казались очевидными. Как признался впоследствии Кильк, он "был уверен, что максимум через две недели суда начнут курсировать по новому маршруту". Увы, регулярное сообщение по водам приграничных озер остается на стадии проекта до сих пор.

Прежде всего обнаружилось, что для импорта древесины из России необходим жесткий фитосанитарный контроль на границе, осуществляемый по стандартам ЕС, поскольку, согласно замыслу Килька, изделия из этого сырья после обработки в Вильянди планировалось поставлять на европейские рынки. Закупка специального оборудования для такого контроля делала проект нерентабельным.

Водку навынос

Однако сама идея не была похоронена, а к ее реализации подключился Целевой фонд развития судоходства на внутренних водоемах Эстонии. Председатель правления фонда Ээро Микенберг, одновременно являющийся членом совета директоров АО Tartu Sadam, поделился своим мнением с корреспондентом "Эксперта С-З": "На наш взгляд, несмотря на возражения скептиков, такая судоходная линия может стать коммерчески оправданным проектом. Да, проезд по ней будет дороже, чем из Тарту в Псков на автобусе. Но речь идет не просто о транспортном сообщении. Это должна быть чартерная линия, предназначенная в первую очередь для приехавших в Эстонию туристов с Запада, которые хотели бы на один день съездить в Россию. Естественно, такое же краткосрочное путешествие могли бы совершить жители Эстонии и России, испытывающие ностальгические чувства по прежним временам, когда между нашими странами не было государственной границы".

Чтобы сделать такую поездку привлекательнее, эстонские бизнесмены предполагают организовать на борту курсирующих по маршруту теплоходов торговлю в режиме tax-free, что вполне реально, поскольку речь идет о сообщении со страной, не входящей в ЕС. Другой вариант - проведение на судах выездных конференций-круизов, как это практикуется сегодня на линиях Таллин - Хельсинки и Таллин - Стокгольм. В любом случае, по сведениям Ээро Микенберга, туристические фирмы Эстонии сейчас заинтересованы в существовании подобных маршрутов. Целевое учреждение Tartumaa Turism недавно ходатайствовало о выделении средств от европейской программы PHARE для изучения возможностей реализации проекта судоходного сообщения с Псковом. В этом случае легко решалась бы и проблема оформления краткосрочных виз.

Тут интересы эстонских предпринимателей пересекаются с интересами российских коллег. Побывавший нынешним летом в Таллине генеральный директор ОАО "Псковский хлебокомбинат" Виктор Почернин поделился с корреспондентом "Эксперта С-З" своими планами - переоборудовать имеющуюся старую базу отдыха комбината, расположенную на берегу Псковского озера, в современный релаксационный центр с конференц-залом, саунами, рыбалкой, охотой и прочими атрибутами бизнес-туров. Плюс живописные, еще не загрязненные промышленностью окрестности; плюс "экзотика" - два мужских монастыря и многочисленные старинные церкви поблизости от базы отдыха. Думается, что такой антураж в той или иной степени мог бы стать привлекательной "фишкой" не только для западноевропейских гостей, но и для эстонской деловой элиты.

По расчетам специалистов, транспортные расходы на поездку в оба конца (не считая сопутствующих трат) должны составить примерно 1 тыс. крон (около 83 долларов) на одного человека. Поездка на автобусе обойдется менее чем в 400 крон. Но предполагаемые судоходные линии и не должны конкурировать с наземным транспортом. Это именно целевые чартерные рейсы, главная задача которых - в коммерческой форме содействовать активизации приграничного делового сотрудничества.

Когда согласья нет

Как сообщил корреспонденту "Эксперта С-З" советник отдела внешних связей Министерства экономики и коммуникаций Эстонии Мартин Яшко, эстонская сторона сделала практически все для открытия судоходной линии между Тарту и Псковом. Немало подвижек и с российской стороны. Приграничные пункты на обоих берегах были готовы осуществлять проверку путешественников уже к началу навигации-2003. На оборудование погранпунктов Праагли и Варнья, приобретение необходимой техники и мебели затрачено 1,5 млн крон (125 тыс. долларов). Примерно такую же сумму выделили областные власти Пскова на оборудование пункта таможенного и пограничного контроля в местечке Сторожинец. Но пока все эти средства потрачены, можно сказать, впустую.

Как выразился Ээро Микенберг, "главная интрига" заключается в том, что российская сторона поставила жесткие ограничения: эстонские суда могут доходить только до Сторожинца. Дальнейший путь до Пскова длиной в 70 км пассажиры должны будут проделать, пересев на российские суда. Такая "перевалка" резко снижает привлекательность маршрута. По мнению эстонской стороны, в интересах всех возможных участников проекта это требование можно было бы отменить как противоречащее принципам открытого рынка. Тем более что для российских судов, прошедших таможенный и пограничный контроль на эстонском берегу, никаких ограничений не существует и они могут по реке Эмайыги следовать хоть до эстонского озера Выртсъярв, из которого она вытекает.

Тем не менее и Ээро Микенберг, и Мартин Яшко считают, что политики обеих стран найдут разумный компромисс и проект судоходной линии Тарту - Псков все-таки будет реализован. А катамаран Polaris, предназначенный для этой цели, уже стоит наготове в АО Tartu Sadam.

Таллин