Aрхангельские элиты застыли в ожидании организационных и кадровых перемен. Илья Михальчук, ранее возглавлявший администрацию Якутска, утвержден Собранием депутатов Архангельской области 19 марта на должность губернатора. Чиновники и пресса жадно ловят любое слово нового главы региона, пытаясь разглядеть контуры его будущей политики.
Обыграл непобедимого
Прежний глава Поморья Николай Киселев – один из последних всенародно избранных российских губернаторов. Тогда, в 2004 году, никто не ожидал, что руководитель далеко не самого крупного и мощного предприятия Архангельской области – ОАО «Молоко» – сумеет обыграть на губернаторских выборах хоть кого-нибудь, не говоря уже о действующем главе Анатолии Ефремове. Но случилось неожиданное. Помог, конечно, и депутат Госдумы прошлого созыва «лесной король» Владимир Крупчак, выдвинувшийся на губернаторские выборы, а после схода с дистанции развернувший работу своего штаба в помощь Киселеву. Помогло и нежелание людей жить по-старому, по-ефремовски – с кинофестивалями и широкими празднествами, но при этом в нищете и разваливающихся хрущобах.
В первом туре выборов Киселев набрал чуть больше 45% голосов, во втором – аж 75%. И хотя политологи говорили, что голосование было не за Киселева, а против Ефремова, все признавали: жители Архангельской области хотят перемен. И в лице Киселева они получили надежду на эти перемены. Надежду, так и не оправдавшуюся.
Сейчас сложно сказать, какая ошибка стала для Киселева роковой, почему народный мандат надежды не был продлен президентом. Видимо, решение Владимира Путина обновить региональную власть в числе прочего было связано с прошлогодним «пинцетным скандалом», когда на официальном сайте мэрии областного центра был размещен видеоролик, где человек, похожий на главу администрации Архангельской области, берет деньги от человека, похожего на генерального директора «Севергаза» Владимира Гудовичева. А пользующийся достаточно высоким уровнем доверия населения мэр Архангельска Александр Донской после этого оказался в следственном изоляторе.
Этот конфликт интересов не позволил Киселеву получить действительно объективную оценку своей деятельности на посту главы региона: в любом комментарии так или иначе присутствует дух «пинцетного скандала». Но наивно полагать, что президент отказался от действующего губернатора лишь на основании пресловутой видеозаписи.
Власть – не бизнес

Приход в областную администрацию в 2004 году стал для Киселева первым шагом во власть. Хозяйственник, менеджер да и только! И все ждали, что с его приходом в регионе начнется новая жизнь, ведь он был человеком неформатным для власти.
А потому и формировать исполнительную вертикаль он начал по принципу бизнес-команды. Безусловно, у него были некоторые обязательства перед теми, кто помог ему взойти на пьедестал. Видимо, поэтому в команде Киселева появился заместитель по вопросам экономического развития и финансам Юрий Шевелев, ранее работавший в команде Крупчака. Также в администрацию были возвращены руководители, уволенные Анатолием Ефремовым, – заместитель по природным ресурсам и экологии Александр Давитиашвили, директор департамента здравоохранения Сергей Эммануилов, директор департамента лесопромышленного комплекса Александр Булатов.
Но при этом в администрации области началась настоящая кадровая чехарда. По подсчетам аналитиков, за четыре года были приняты и уволены с работы свыше двадцати руководителей различного уровня. Именно за это в первые годы было модно критиковать губернатора. Однако, по мнению депутата областного Собрания Константина Лукина, за последние год-полтора в команде Киселева наметилась некоторая стабильность – громких отставок и увольнений не наблюдалось.
Немаловажным фактором нестабильности стало то, что все четыре года команду губернатора преследовали неожиданные потери. При различных обстоятельствах погибли советник Киселева по инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям Александр Южанинов, руководитель департамента информации и общественных связей Виктор Ильин. Было совершено покушение на советника, «серого кардинала» администрации Александра Преминина. Неожиданно уехал из Архангельска в Москву Александр Булатов, когда в областном суде началось рассмотрение дела о покушении на него, совершенном в далеком 1999 году.

Ошибка Киселева в формировании команды была очевидной – он подбирал людей себе в компаньоны по бизнес-качествам, которые не всегда играют решающую роль во власти. Отсюда и конфликты бизнес-интересов и интересов власти у каждого чиновника. Не случайно к окончанию срока полномочий Киселева в администрации области сохранили свои посты только те, кто не был тесно связан с бизнес-структурами.
Бывшему губернатору к концу своего срока удалось сформировать действительно работоспособную команду. Это доказывает заявление Михальчука о том, что с его приходом серьезной перетряски в администрации области не будет. В первую очередь требуется решить вопрос с назначением замглавы по финансовым вопросам, а вот работа остальных руководителей будет какое-то время тщательно оцениваться.
Неосуществленные надежды
Работу избранного народом губернатора следует оценивать по соотношению обещанного и выполненного. Вообще во время своей предвыборной кампании Киселев много не обещал, хотя и объездил всю область. Тем не менее все ключевые положения его программы может использовать вновь назначенный губернатор, ибо они до сих пор не реализованы.
Взять хотя бы программу «Доступное жилье». В 2004 году Николай Киселев утверждал, что власть будет строить и переселять людей из ветхого жилья в новые дома. Но этим планам не суждено было сбыться. Наверное, всего один раз удалось возвести жилье быстро и недорого – после взрыва бытового газа, уничтожившего целый подъезд жилой девятиэтажки и унесшего жизни почти 60 человек. После взрыва буквально за год был построен десятиэтажный дом для пострадавших. И понять такую оперативность можно: этот взрыв «прогремел» на всю страну, а потому быстрое строительство нового жилья было залогом сохранения власти губернатором. Увы, с тех пор быстро строить социальное жилье не удается.
Еще одна фишка губернатора Киселева – деревянное домостроение. Но и здесь успехов достичь не удалось. Уже больше года строятся каркасные двухэтажные дома в Северодвинске и Архангельске, и когда будет завершено строительство, неясно. Кроме того, намечается неприятная тенденция – стоимость квадратного метра жилья в таких домах ничуть не меньше, чем в кирпичных или панельных, а потому ни о какой доступности речи не идет.

Нет положительных результатов и в аграрном секторе. Наоборот, по мнению некоторых сельхозпроизводителей, ситуация только усугубилась. В самом начале губернаторского срока Киселева руководство региона подписало соглашение с Вологодской областью. После этого началась активная экспансия вологодской молочной продукции на архангельские прилавки, причем цены были значительно ниже, чем на местную продукцию. Это привело к тому, что стали падать объемы производства, переработчики не могли повышать закупочные цены на сырье и некоторым фермерам было выгоднее сливать молоко в реку, чем доставлять его на молокозаводы. Странная ситуация сложилась и с обеспечением области вторым хлебом – картофелем. Сегодня сложно купить в магазине холмогорский или емецкий картофель. В основном на прилавках привозная продукция – из Ростовской области или Краснодарского края. Это стало одной из причин низкой популярности губернатора на селе.
Масла в огонь подливали и темпы роста цен на услуги ЖКХ. Особенно сильный удар по репутации администрации области был нанесен 1 января 2007 года, когда для многоквартирных домов, у которых были заключены прямые договоры с энергетиками, тарифы на тепло и горячее водоснабжение выросли на 50-60%, а администрация региона заняла позицию в духе «все законно, все правильно».
«Оттепель» завершилась?
Впрочем, в оценке четырехлетнего правления Николая Киселева есть и светлые тона. Пожалуй, впервые за долгие годы в регионе началось массовое строительство и реконструкция автомобильных дорог. В первую очередь преобразования коснулись дорог областного центра, на которые ежегодно выделяются сотни миллионов рублей, а также трассы Архангельск – Северодвинск, приведенной в порядок буквально за два года. На реализацию этого проекта были брошены не только бюджетные средства, но и частные – от компании «Роснефть». К минусам дорожного строительства можно отнести лишь то, что Киселеву не удалось добиться от Москвы финансирования ремонта федеральной трассы М8 Москва – Архангельск, которая на некоторых участках напоминает сельскую дорогу со скоростью движения 20-30 км/ч.
С приходом Киселева началось строительство спортивных объектов – бассейна в Архангельске и лыжного стадиона в пригороде, появилось несколько горнолыжных спусков. Большое внимание теперь уделяется памятникам истории и архитектуры – на глазах преображаются старинные особняки купцов, гостиные дворы, музеи, на которые раньше из областной казны средства не выделялись. Впрочем, этих положительных моментов, видимо, оказалось недостаточно для продления мандата надежды президентом РФ.
Подводя итог правлению Николая Киселева, архангельский политолог Вадим Трескин отмечает, что «губернаторство Киселева – это оттепель после жесткого периода управления Анатолия Ефремова». «При Киселеве власть стала менее авторитарной, но не эффективной, – полагает политолог. – Период отсутствия авторитетной власти слишком затянулся, и областная администрация перестала контролировать ряд процессов в регионе. Это и стало поводом для смены главы области».
Поможет старый опыт

Илье Михальчуку «повезло» с самого начала пребывания на архангельской земле. Его первое появление «на людях» произошло 15 марта – вместе с и.о. мэра Архангельска Виктором Павленко он приехал на место аварии на центральном водоводе столицы Поморья, оставившей без воды около 40 тыс. горожан. Не будучи еще утвержденным областными депутатами, он заслушивал доклады рабочих и руководителя муниципальной власти, взяв ликвидацию последствий аварии под личный контроль.
Новый губернатор Поморья имеет за плечами 10 лет работы якутским градоначальником. После конфликта с президентом Якутии Вячеславом Штыровым в прошлом году Михальчук покинул пост мэра и возглавил компанию «Газпром-Ипотека». Это вселяет надежду, что решение задачи повышения доступности жилья в регионе сдвинется с мертвой точки.
Решать эту задачу предстоит несмотря на то, что в Архангельской области отсутствует отрасль строительных материалов и остро не хватает квалифицированных кадров.
Почти сразу после своего назначения Михальчук заявил, что уже провел переговоры с московским первым вице-мэром Владимиром Ресиным о привлечении столичных специалистов и финансовых институтов для решения жилищной проблемы в Поморье. «Люди должны понять, что бесплатного жилья больше нет и не будет. Для решения жилищной проблемы конкретного человека нужно подключать финансовые институты, обеспечивать лучшие условия для ипотечного кредитования. С их помощью мы сможем начать массовое строительство жилья. Лишь резкое увеличение объемов строительства скажется на стоимости жилья», – уверен новый губернатор.
Главы муниципалитетов считают Михальчука «своим» и связывают с его приходом большие надежды. И эти надежды усилились, когда в первые дни своего пребывания в Архангельской области он заявил, что область не будет передавать на муниципальный уровень полномочия, не обеспеченные деньгами. «Если область передает полномочия, то необходимо подкреплять их финансово», – подчеркнул губернатор. Впрочем, эта фраза может означать совсем не то, чего ждут главы муниципалитетов. Она может свидетельствовать, что децентрализация власти путем передачи полномочий муниципальным органам пока несвоевременна.
Михальчук обозначил еще одну проблему муниципалитетов – кадровую. Сегодня уровень специалистов, работающих в муниципальных органах власти, невысок, это приводит к некомпетентности в решении ряда вопросов и последующей отмене таких решений прокуратурой или судами.
Своих сварщиков не отдадим

Представители бизнес-сообщества ждали от нового губернатора программных заявлений о приоритетах развития региональной экономики, но пока вынуждены довольствоваться обрывочными высказываниями. Например, о повышении инвестиционной привлекательности области, выведении ее в число наиболее динамично развивающихся регионов России. Михальчука удивил тот факт, что регион не использовал всех возможностей по привлечению инвестиций.
Первым предприятием, которое посетил Михальчук, стало ФГУП ПО «Севмаш» – легендарный производитель подводных лодок и буровых платформ. «Севмаш» является, пожалуй, крупнейшим промышленным предприятием области. «Такое предприятие должно иметь поддержку не только по линии судостроительной отрасли, но и со стороны государства, и в первую очередь – субъекта федерации, Архангельской области, – отметил Михальчук после посещения завода. – Главное – это загрузка, социальные гарантии и в первую очередь заработная плата жителей нашей области».
Несколько дней спустя новый губернатор пояснил, что он имел в виду, говоря о поддержке машиностроительной отрасли со стороны региональных властей. «Любой заказ для оборонных предприятий Северодвинска – судьбоносный, – сказал Михальчук. – И эти заказы предприятия не могут получить без государственной поддержки на федеральном уровне. Я буду добиваться, чтобы военные заказы шли прежде всего к нам. А то сегодня федеральные заказы получают предприятия, например, из Комсомольска-на-Амуре, где не хватает специалистов для их выполнения, и они обращаются на „Севмаш“ с просьбой отправить им сварщиков. Именно поэтому на федеральном уровне необходимо заниматься протекционистской политикой».
Лесной приоритет
Как известно, Архангельская область долгое время была ведущим лесопромышленным регионом России. Сегодня ситуация в отрасли весьма печальна. Отвечая на вопрос о первоочередных шагах по развитию леспрома, Михальчук сказал, что главный приоритет – глубокая переработка древесины. По словам губернатора, усилия его администрации будут направлены в первую очередь на загрузку уже существующих мощностей – ЛДК, ЦБК, небольших перерабатывающих предприятий, испытывающих дефицит древесного сырья. Михальчук считает, что необходимо поставить заслон незаконному вывозу древесины, обеспечить полную переработку заготовленной в области древесины на территории Поморья. На реках области планируется начать полномасштабные дноуглубительные работы, которых не проводилось в регионе почти 20 лет, что привело к сокращению сплава леса.
Большое значение придается аналитической работе, в частности анализу отведения лесов под вырубку – кто, на каких условиях получил лес, соблюдено ли законодательство при выделении участков. «Необходимо выяснить, насколько эффективно используются переданные в аренду лесные ресурсы, полностью ли осваивается расчетная лесосека, где перерабатывается заготовленная древесина», – подчеркнул Михальчук.
Также новый глава региона считает необходимым провести независимый аудит лесных предприятий, в которых есть доля государства, чтобы избежать неприятных сюрпризов в виде искусственного банкротства. «Меня удивляет тот факт, что предприятие, на котором работает 2-3 тыс. человек, имеет налогооблагаемую базу в 150 млн рублей. Поэтому нужно выяснять, почему так происходит. Если банкротство искусственное и имеет единственную цель – уход от налогов, то это уже налоговое преступление и в этих случаях надо привлекать виновных к уголовной ответственности. Если предприятие действительно попало в тяжелую ситуацию и при поддержке государства сможет выйти из кризиса, то такие меры необходимы, чтобы реанимировать производство», – пояснил губернатор.
Варяги бывают разными

Сразу после внесения президентом кандидатуры Михальчука в областное Собрание его стали называть варягом. Политолог Вадим Трескин напоминает, что последним «варягом» на посту главы области был первый секретарь обкома КПСС Борис Попов, руководивший регионом в 1980-е годы. «Ностальгию по временам Попова испытывают многие жители области. Ведь кандидат со стороны не вовлечен во внутриклановые отношения и способен вести политику в интересах региона и жителей области, а не в интересах элит, которые поставили на одну из политических фигур», – считает Трескин.
Когда новый губернатор только приехал в Архангельск, в одной из местных газет появился материал обозревателя газеты «Якутск вечерний», ранее работавшего с Михальчуком, в котором он пообещал, что «область ждет серьезная встряска». Речь шла в том числе о кадровой политике Михальчука. Однако на встрече с журналистами губернатор сказал, что смены кадров просто ради смены не будет: «Я буду заниматься формированием команды, чтобы выстроить эффективную схему управления областью».
Он не исключает, что ряд руководителей департаментов администрации области останется на своих местах, если их работа за последние годы была эффективной. Причем оценка эффективности должна производиться комплексно. Сначала департаменты подготовят отчет о своей работе за последние четыре года, а чуть позже будет проведена независимая оценка их деятельности. «Помимо прочей информации я запросил данные о количествах командировок по области: сколько раз сотрудники того или иного департамента выезжали в районы, а следовательно, откуда они получали информацию об отраслях – из своих кабинетов или непосредственно с мест», – отметил Михальчук.
Кадровая политика – главное, что будет оцениваться аналитиками на первом этапе работы нового губернатора. В Якутске против двух заместителей Михальчука были возбуждены уголовные дела по фактам нецелевого расходования средств городского бюджета, и даже если эти уголовные дела стали средством давления президента республики Штырова на непокорного мэра, повторных кадровых ошибок Кремль может Михальчуку не простить.
Следующей «лакмусовой бумажкой» успешности нового губернатора станут его отношения с мэром Архангельска, который будет избран 25 мая. Война Киселева с Донским получила широкое освещение не только в местных, но и в федеральных СМИ и на одной из пресс-конференций стала даже поводом для комментария Владимира Путина. Это противостояние повредило обоим – Донской несколько месяцев провел в СИЗО, а Киселев лишился губернаторского кресла. Опыт градоначальника, приобретенный в Якутске, должен помочь Михальчуку не допустить повторения подобной войны. Но пока, как отмечают местные аналитики, предвыборную кампанию в Архангельске власть пустила на самотек и единого кандидата от «Единой России» нет.
Архангельск