Режим глубокой заморозки

Лизинговые компании не ждут увеличения спроса на торговое оборудование. В условиях дефицита средств даже крупные торговые компании откладывают переоборудование до лучших времен

Еще год назад отраслевые аналитики были уверены, что рынок финансовой аренды торгового оборудования ждет небывалый подъем: стабильный рост оборотов розничной торговли на 20% в год стал самым сильным аргументом в пользу оптимистичных прогнозов. Однако антикризисный пересмотр инвестиционных планов крупными ритейлерами, общий дефицит кредитных ресурсов, а также начавшееся массовое закрытие существующих торговых точек и, как следствие, затоваривание рынка более дешевым бывшим в употреблении оборудованием отбрасывает назад этот сегмент лизингового рынка.

По данным АЦ «Эксперт Северо-Запад», в 2007 году объем новых сделок с торговым оборудованием на Северо-Западе составил 1,3 млрд рублей, что на 30% больше, чем в 2006-м. Однако темпы прироста данного сегмента в прошлом году сократились практически вдвое по сравнению с динамикой 2005-2006 годов: пик бурного развития розницы и всей торговой инфраструктуры пришелся как раз на этот период. Но даже в лучшие времена, когда банки охотно кредитовали лизингодателей, доля новых сделок по торговому оборудованию оставалась ничтожно малой – менее 2% в общем объеме нового бизнеса лизинговых компаний.

С обострением финансового кризиса в сентябре спрос на торговое оборудование пошел на убыль. В компании «Промхолод» не скрывают, что общее замедление деловой активности уже привело к спаду прямых продаж оборудования, отразилось это и на сотрудничестве с лизинговыми компаниями. «Даже до кризиса доля запросов на покупку холодильного оборудования через лизинговые компании у нас не превышала 5%. Сейчас наших клиентов отпугивают повысившиеся процентные ставки, общее ухудшение условий. Идти в банк за длинными деньгами на два-три года сегодня тоже практически бесполезно», – говорит руководитель департамента продаж компании «Промхолод» Олег Исайчиков. До кризиса именно свободный доступ к кредитным ресурсам любой длины и объема позволял компаниям, особенно крупным сетевым игрокам, не экономить на оснащении магазинов. Так, минимальная стоимость оборудования магазина формата «у дома» площадью 100-150 кв. м составляет от 25 до 45 тыс. евро (от 880 тыс. рублей). В эту сумму включено лишь самое необходимое – холодильное оборудование, стеллажи, витрины, причем российского производства. Цена оснащения гипермаркета продвинутым импортным торговым оборудованием, позволяющим увеличивать объемы выкладки товаров до 50%, может достигать 1 млн евро.

Осторожно, ритейлеры

Фактически сегодня услуги лизинга торгового оборудования доступны только крупным ритейлерам. В лизинговых компаниях не скрывают, что не желают рисковать на сделках со среднеликвидным оборудованием, которое устаревает каждые два-три года, поэтому вынуждены идти на существенные ограничения по работе с потенциальными клиентами. Например, в Петербурге большинство лизинговых компаний просто отклоняют заявки мелких и даже средних торговых предприятий. Средняя сумма договора по торговому оборудованию составляет от 1,5 до 6 млн рублей. «Учитывая сложившуюся ситуацию на финансовом рынке, мы, как и многие другие лизинговые компании, ужесточили подход к лизингополучателю, в частности к его финансовому состоянию, сфере деятельности, опыту работы, кредитной истории. С ритейлерами в последнее время мы работаем очень осторожно. Средний срок договора лизинга по торговому оборудованию составляет два-три года. По истечении срока договора оборудование остается в собственности лизингополучателя. Сделка может быть заключена лишь с предприятием, имеющим устойчивое финансовое положение, безупречную кредитную историю, и только на приобретение очень ликвидного оборудования. Кроме того, мы увеличили минимальный размер авансового платежа – если раньше минимальный аванс по сделкам с оборудованием составлял 20%, то в настоящее время это 30-50%, в зависимости от ликвидности лизингового имущества. Естественно, что ставка лизингового процента повысилась», – рассказывает начальник отдела лизинга оборудования «Номос-лизинг Северо-Запад» Жанна Южанина.

В регионах лизинговые компании также не могут похвастаться большим спросом на торговое оборудование, однако здесь базовые условия, например по авансу, пока остались на докризисном уровне. Так, в компании «Мета-Лизинг» (Сыктывкар, Республика Коми) за последний год было всего два лизингополучателя торгового оборудования, в обоих договорах лизинг предоставлен на условиях 20% аванса. В одном случае индивидуальный предприниматель – клиент компании решил начать новый бизнес. Он приобрел полный комплект оборудования под ключ для продуктового магазина площадью 140 кв. м. В договоре поставки было более 130 наименований – все, вплоть до кронштейнов и тележек. Лизинг предоставлен на три года, сумма договора – 8,5 млн рублей. Во втором случае «Мета-Лизинг» профинансировала приобретение 74 установок для фильтрации и очистки воды для магазинов и торгово-офисных центров Сыктывкара. Сумма договора – 25 млн рублей, срок лизинга – два года.

Налетай, подешевело

Продвижение специализированного сегмента лизинга осложняется еще и тем, что самим ритейлерам оборудование в прежних количествах уже не нужно. Все крупные компании заявили о сокращении инвестиционных планов, уменьшении или закрытии магазинов, продаже недостроя и участков, закупленных в лучшие времена в расчете на расширение бизнеса. Ритейлеры готовы сами пойти на существенные скидки, чтобы избавиться от ненужного торгового «железа», а рынок стремительно заполняется предложениями о продаже оборудования, бывшего в употреблении. Олег Исайчиков отмечает, что последний раз он наблюдал появление такого количества компаний-посредников, специализирующихся на продаже подержанного торгового оборудования, во время дефолта 1998 года.

Понятно, что владельцы небольших розничных сетей, частных магазинчиков, кафе будут искать приемлемые варианты в первую очередь на активно разрастающемся вторичном рынке. В регионах Северо-Запада непопулярность первичного рынка лизинга оборудования местные компании связывают скорее с тем, что розничный сегмент пока, в принципе, мало знаком с лизингом как источником финансирования и только начинает к нему присматриваться. Не исключено, что в небольших городах, где розница меньше зависела от кредитов, а купить подешевле не у кого, лизинг торгового оборудования станет даже более востребованным, чем в Петербурге.

Санкт-Петербург