С поправкой на кризис

Спецвыпуск
Москва, 15.12.2008
«Эксперт Северо-Запад» №49 (397)
Хотя кризис заставляет скорректировать энергетическую программу Чубайса – Матвиенко, ответственные лица утверждают, что основные проблемы энергосистемы будут решены в срок

Незаурядный административный стимул, который выразился в утверждении в 2006 году программы развития электроэнергетики Санкт-Петербурга, оформленной соглашением Чубайса – Матвиенко (см. «Лучше поздно, чем никогда», «Эксперт С-З» №34 от 18 сентября 2006 года), приносит уже первые результаты. В течение двух лет за счет средств ОАО «Ленэнерго», бюджета Петербурга и частных инвестиций, привлеченных ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети» (СПбЭС), был введен ряд подстанций 110 кВ. Крупные проекты реконструкции и строительства новых подстанций 330 и 220 кВ реализует ОАО «ФСК ЕЭС». ОАО «ТГК-1» занимается модернизацией и увеличением мощностей своих ТЭЦ. Но казалось бы налаженные механизмы осуществления программы не гарантируют абсолютного успеха.

Эксперты высказывают опасения, что в ситуации финансового кризиса энергокомпании далеко не во всех случаях смогут избежать сокращения своих инвестиционных программ. Многое будет зависеть и от того, насколько последовательны окажутся руководители экономического блока Смольного в своих обещаниях создавать привлекательные условия для развития инженерно-энергетической инфраструктуры. Причем не ограничиваясь лишь ставкой на ресурс «ручного» управления (на нем изначально и базировались амбициозные надежды на претворение в жизнь программы Чубайса – Матвиенко). Важно, чтобы при урезании бюджетных расходов не приносились в жертву действительно эффективные вложения в значимые инфраструктурные проекты.

Правильная инерция

В Петербурге сформировались, в принципе, благоприятные рамочные условия для развития энергетики, и в этом, бесспорно, велика заслуга Александра Боброва, возглавлявшего в течение четырех лет Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (КЭиИО). Так, в соответствии с новым Генпланом были приняты генеральные схемы электро-, тепло-, водообеспечения, утверждены программы развития городских предприятий-монополистов, принята Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры до 2015 года. Благодаря введению на всей территории города общего порядка взимания платы за присоединение к электрическим сетям нашлось более регламентированное и прозрачное решение этого болезненного для бизнеса вопроса. В управленческом отношении позитивно влиять на развитие электроэнергетики может получение городом блокирующего пакета акций ОАО «Ленэнерго».

Новый председатель КЭиИО Олег Тришкин, похоже, не намерен форсировать в нынешней ситуации радикальные реформаторские инициативы. Очевидно, едва ли не единственным заметным для рынка нововведением окажется, как и предполагалось ранее, установление с начала 2009 года платы за подключение к источникам тепло- и водообеспечения (и водоотведения). «Первоначально не планируется разбивка по территориальным зонам, как в случае с платой за технологическое присоединение к электросетевым объектам, – поясняет Тришкин. – Мы четко обозначим, сколько стоит подключение 1 Гкал·ч тепла в зоне ГУП „ТЭК СПб“ и в зоне ТГК-1, фиксированные тарифы для всей территории города будут и у ГУП „Водоканал СПб“. Сейчас мы завершаем согласование инвестпрограмм организаций коммунального комплекса – федеральный закон требует этого наряду с принятием Генплана, генсхем, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры».

В то же время Смольный намерен пока отложить планы создания единой теплосетевой компании, которая консолидирует теплосети, принадлежащие ГУП «ТЭК СПб» и ТГК-1. Приостанавливается и процесс реформирования ГУП «ТЭК СПб», хотя ранее Александр Бобров даже говорил, что «2008 год станет годом реформирования ГУП, чтобы встроить его в формирующийся рынок топлива, электричества». Олег Тришкин поясняет: «Вы видите, что у нас происходит с погодой – теплоотпуск резко снижается. Финансовое состояние ГУП, на мой взгляд, не позволяет его серьезно реформировать – взять и разделить на части. Поэтому мы приняли решение посвятить следующий год надежности – основные деньги и бюджет города, и ГУП будут вкладывать в капремонт и реконструкцию сетей и котельных». В 2008 году город выделял на это 3,2 млрд рублей, а в Адресной инвестиционной программе (АИП) бюджета-2009 предусмотрено 3,8 млрд.

Неопределенна и перспектива создания в Петербурге единой электросетевой компании, хотя во многом с этой идеей было связано вхождение города в состав акционеров «Ленэнерго» (25% плюс одна акция). И Александр Бобров, и бывший генеральный директор «Ленэнерго» Валерий Чистяков ранее утверждали, что уже вскоре возможно проведение второй допэмиссии, означающей еще большую интеграцию города и «Ленэнерго» (см. «Энергия оживления», «Эксперт С-З» №47 от 17 декабря 2007 года). «Мы продолжаем вести работу с ФСК ЕЭС по следующей эмиссии, – поясняет Олег Тришкин. – Пока решение не принято, но мы движемся и все равно будем формировать контрольный пакет в „Ленэнерго“».

Движением в этом направлении стало недавнее приобретение «Ленэнерго» (при поддержке города) пригородных компаний «Курортэнерго» и «Царскосельская энергетическая компания». В уплату за 25% в уставном капитале «Ленэнерго» город внес, в частности, три построенных за счет бюджета подстанции 110 кВ. Но остальные строящиеся объекты передаются в доверительное управление принадлежащей городу компании «СПбЭС», которая, в свою очередь, передает их в аренду «Ленэнерго» как эксплуатирующей организации.

Риски времени

Председатель КЭиИО говорит, что удовлетворен динамикой реализации программы Чубайса – Матвиенко: «Город не только укладывается в графики, но и опережает их. ФСК ЕЭС четко следует графику – к ним нет ни одного вопроса. У „Ленэнерго“ есть незначительные отставания, которые не влияют в целом на реализацию программы». Достаточно оптимистично смотрит Олег Тришкин и на перспективу осуществления программы. По крайней мере, по его словам, из-за сокращения на 10% объемов капвложений в процессе принятия бюджета не потребовалось принести в жертву какие-то существенные проекты, а по всем начатым проектам финансирование в 2009 году сохранится.

В рамках АИП финансирование расходов, отнесенных к ведению КЭиИО, в 2009 году должно составить около 27 млрд рублей, то есть оно сохранится на уровне 2008-го, хотя в целом расходная часть бюджета выросла почти на четверть. Но в неофициальных разговорах в Смольном признают, что, в зависимости от развития ситуации в следующем году, возможно, придется принимать поправки к бюджету, сокращая капвложения. Поэтому не исключено, что по некоторым объектам освоение предусмотренных в АИП средств может быть на какое-то время придержано.

Эксперты отмечают, что уже сейчас очевидна задержка выполнения ряда мероприятий (при этом расширяются хронологические рамки принятой в июле 2006 года программы – с 2010-го до 2011 года, а теперь и до 2012-го). Одновременно возникает необходимость корректировки программы с учетом изменяющихся потребностей экономики города. «С момента подписания соглашения Чубайса – Матвиенко прошло довольно много времени, поэтому сегодня разработана его корректировка», – говорит генеральный директор ОАО «СевЗап НТЦ» (одной из ведущих проектных организаций в сфере энергетики, специалисты которой разрабатывали, в частности, генсхемы электро- и теплоснабжения Петербурга) Юрий Маневич. Заместителем председателя правления ФСК ЕЭС Александром Чистяковым проводятся заседания оперативного штаба по реализации мероприятий, предусмотренных соглашением, и в дальнейшем должна быть подписана корректировка соглашения. Необходимо отметить, что план, намеченный соглашением 2006 года, меняется на 80% – из 36 новых подстанций 110 кВ до 2010 года будут введены только восемь. Это относится и к основным объектам 330 кВ, а также к программе ТГК-1 по части ввода генерирующих мощностей.

Но несмотря на это сегодняшние максимальные уровни электропотребления меньше базовых уровней, принятых при разработке объединенной энергетической системы Северо-Запада, поэтому развитие электросетевых объектов, предусмотренное корректировкой соглашения, позволит решить основные проблемы энергосистемы».

В сетях обязательств

Реализация в Петербурге и Ленобласти масштабной программы филиала ОАО «ФСК ЕЭС» – «Магистральные электрические сети Северо-Запада» – оценивается в 76 млрд рублей (до 2012 года). В 2008 году в реконструкцию, модернизацию и строительство было инвестировано 19,5 млрд рублей. Один из ключевых объектов, строительство которых началось в нынешнем году, – подстанция 330 кВ «Центральная». Она должна стать основным питающим центром для новых подстанций 110 кВ и устранить дефицит электроэнергии в Центральном и Адмиралтейском районах города. Дефицит электрической мощности в Приморском и Выборгском районах призвана ликвидировать подстанция 220 кВ «Проспект Испытателей», которая также начала строиться в 2008 году. Большой объем работ выполняется по комплексной реконструкции подстанций «Северная», «Волхов – Северная», «Восточная», «Западная» и др.

Как известно, один из приоритетов бюджетных инвестиций в городскую электроэнергетику – строительство подстанций 110 кВ. В 2008 году компания «СПбЭС» полностью за счет средств бюджета построила две подстанции (финансирование за год составило 3,5 млрд рублей), на 2009 год запланирован ввод еще трех (6,5 млрд рублей). Однако наряду со строительством бюджетных подстанций, ориентированных главным образом на поддерживаемые городом стратегические проекты, компания строит подстанции исключительно за счет платы за присоединение, собираемой с заинтересованных инвесторов – потребителей.

Спрос на мощности оказался столь значителен, что в августе 2008 года была расширена программа СПбЭС (входившая в соглашение Чубайса – Матвиенко), и теперь она предусматривает строительство 22 подстанций (из них только семь – за счет бюджета) вместо 11 планировавшихся. По словам заместителя генерального директора по экономике и финансам ОАО «СПбЭС» Виктора Тамарова, и в условиях кризиса эти планы не потеряли актуальности.

В частности, планируется строительство трех подстанций в зоне Обводного канала (для обеспечения застройки территорий квартала Шкапина – Розенштейна, бывших Бадаевских складов, района Московской-Товарной). Прорабатывается строительство подстанций в юго-западной приморской части для развития портовой зоны Бронка – Ломоносов (в свою очередь, ФСК ЕЭС перенесло срок строительства подстанции 330 кВ «Ломоносовская» с 2015-го на 2012 год), территорий Петергофа, Стрельны, кварталов вблизи «Балтийской жемчужины». Высокий интерес инвесторов наблюдается в зоне Металлостроя и южнее, по обе стороны Московского шоссе (вплоть до Пушкина). На севере города ожидается строительство подстанций «Юнтолово», «Конная Лахта».

Что же касается достижений «Ленэнерго», то до конца года заявлен ввод только одной подстанции 110 кВ в Петербурге и двух в Ленобласти (хотя в программах Чубайса – Матвиенко и Чубайса – Сердюкова значится, соответственно, три и шесть объектов). Как сообщили в «Ленэнерго», объем инвестпрограммы в 2008 году составил по объектам в Петербурге 6,3 млрд рублей и 3,1 млрд в Ленобласти (а в 2007 году только петербургская часть программы оценивалась руководством КЭиИО в 11 млрд рублей). Как сообщил генеральный директор компании Дмитрий Рябов, инвестпрограмма была сокращена на 55% из-за невозможности привлекать кредиты под слишком высокие процентные ставки.

Генерация будущего

По словам начальника департамента инвестиций и капитального строительства ОАО «ТГК-1» Эдуарда Лисицкого, инвестиционная программа компании в части приоритетных проектов сокращаться не будет. «Сегодня мы проводим оценку доступного нам объема финансирования, – говорит Лисицкий. – Но все начатые проекты в Петербурге будут продолжены». При этом, как и в предыдущие годы, около 4-4,5 млрд рублей – инвестиции в реконструкцию теплосетей. В 2007 году финансирование инвестпрограммы ТГК-1 составило 14,5 млрд рублей, а за девять месяцев 2008-го – 17,5 млрд.

Наиболее крупные проекты развития генерирующих мощностей, стартовавшие в прошлом году, активно реализуются. Новые энергоблоки (450 МВт электрической мощности и 350 Гкал·ч тепловой) строятся на ТЭЦ-5 («Правобережная») и ТЭЦ-22 («Южная») – ввод объектов планируется на 2009-2010 годы. Вопреки появлявшейся в СМИ информации ТГК-1 не намерена отказываться от начатой реконструкции ТЭЦ-14 («Первомайская»).

Как подчеркивает Эдуард Лисицкий, ввод в 2009-2010 годах двух новых блоков ПГУ-180 обеспечит станции 360 МВт электрической мощности, которая заместит вырабатываемые в старом корпусе 330 МВт, затем предполагается установка и третьего блока. Реконструированная станция будет загружена, даже если в этом районе Петербурга заработает Юго-Западная ТЭЦ. Однозначную заинтересованность города в реконструкции ТЭЦ-14 подтверждает и Олег Тришкин.

Начат и проект реконструкции Центральной ТЭЦ, предполагающий, что на одной из площадок станции (на Обводном канале) будет построен энергоблок мощностью 180 МВт. Но пока не до конца решен вопрос о целесообразности строительства нового блока на второй площадке (на Новгородской улице), где, как отмечает Эдуард Лисицкий, для развязки энергетического узла требуется прежде всего не увеличение генерации, а прокладка дополнительной кабельной линии 110 кВ от подстанции №16.

Фактически единственный крупный вопрос, остающийся открытым, – возможный перенос сроков строительства нового энергоблока на ТЭЦ-21 («Северная»). Проект может оказаться не обеспечен сбытом тепла, если городские власти не изменят своей позиции, что территория Северной Долины, осваиваемая холдингом «Базэл», должна снабжаться теплом с ТЭЦ «Парнас» (которая, возможно, также будет строиться его структурой). Между тем перспективы крупных девелоперских проектов на территории Ленобласти (в Ново-Девяткино и Медвежьем Стане) пока сомнительны.

Многозначительный поворот?

Неопределенна сегодня и судьба проекта Юго-Западной ТЭЦ, которая, как предполагалось ранее, могла стать первым столь масштабным частным проектом. Группа «Синтез» отказалась от дальнейшей реализации проекта, в который начиная с 2005 года было инвестировано около 3 млрд рублей. Как отмечает генеральный директор ОАО «Юго-Западная ТЭЦ» Ростислав Костюк, как и планировалось, первая очередь ТЭЦ (200 МВт электроэнергии и 260 Гкал·ч тепла) может быть введена в четвертом квартале 2009 года (в частности, заключены и авансированы договоры на поставку основного оборудования, выполнен значительный объем работ на площадке). Олег Тришкин подтверждает, что еще до конца года, возможно, произойдет юридическое оформление передачи прав на объект в дар городу: затраты инвестора будут возмещаться после ввода ТЭЦ из доходов от операционной деятельности.

Представители инвестора и руководители Смольного не поясняют, вызван ли выход «Синтеза» из проекта финансовыми сложностями компании либо коммерческой проблематичностью частных вложений в энергетику (ранее мы писали о рискованности таких инвестиций ввиду неадекватности системы тарифообразования; см. «Время распутывать», «Эксперт С-З» №10 от 12 марта 2007 года). Впрочем, Олег Тришкин уверяет: «Мы станцию будем достраивать не за счет бюджета, а на основе ранее разработанной и согласованной с инвестором финансовой модели – будут привлекаться кредитные средства. Экономику проекта мы считали все вместе, я ее проверял и до сих пор искренне убежден, что, несмотря ни на какие проблемы, экономика данной станции прекрасна!»

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№49 (397) 15 декабря 2008
Бюджетная политика в регионах
Содержание:
Сели на диету

Бюджеты субъектов РФ на Северо-Западе недосчитаются в 2009 году до 15% доходов. Секвестру подвергаются как инвестиционные, так и социальные программы

Реклама