Рынок не пресытится

28 июня 2010, 00:00
  Северо-Запад

Генеральный директор ГК «Информзащита» Владимир Гайкович:

– Во многих странах мира работает электронное правительство (ЭП). Оно создавалось достаточно давно – до массового внедрения электронных услуг в жизнь большинства граждан. В целом была решена ключевая задача – подтверждение подлинности пользователя, обратившегося за услугами. Для этого задействованы различные механизмы: имя и пароль, одноразовый пароль, электронный сертификат и т.д. Однако надо понимать, что при таком подходе расходы на аутентификацию граждан при доступе к государственным электронным услугам для государства всегда будут затратами, увеличивающимися пропорционально количеству пользователей.

В России же с решением задачи аутентификации пока возникают сложности. Поскольку сроки создания ЭП крайне сжатые, каждое госведомство решает эти проблемы «подручными» средствами. На сайте Федеральной налоговой службы РФ, например, посетитель идентифицируется при посредстве ИНН, в Пенсионном фонде России – при помощи СНИЛС, а процедура получения идентификатора и пароля гражданином для доступа к порталу ЭП требует пересылки реквизитов по почте и неустойчива к мошенничеству. Получается, что вместо общегосударственной системы ЭП мы получаем многоведомственную.

Чтобы ситуация изменилась и ЭП начало работать так, как запланировано, необходимо создание системной архитектуры ЭП с определением сервисов, используемых всеми информационными системами. Если действительно пытаться строить эту самую архитектуру, то вопрос поиска универсального идентификатора личности будет решен. В этом случае, например, каждый гражданин, который хочет воспользоваться государственными электронными услугами, при регистрации получит набор данных, предъявление которых в сети позволит ему однозначно подтвердить свою подлинность и защитить информацию, передаваемую по сети. Эти данные будут представлять собой электронный паспорт гражданина, по аналогии с паспортом, выдаваемым МВД.

Одновременно необходимо создать сервис, обращаясь к которому, коммерческие компании в режиме online смогут проверять подлинность пользователя, обратившегося к ним за услугами. Эта задача сложнее, чем организация доступа к порталу госуслуг, но и эффект от электронного подтверждения личности в масштабах страны будет более значительным и долговременным.

В России сегодня сложилась благоприятная ситуация для преодоления этих сложностей: во-первых, государство заинтересовано в создании ЭП, а во-вторых, информационные системы ведомств в любом случае придется менять, так как они не обладают необходимыми возможностями для функционирования в рамках ЭП.

Именно поэтому сейчас возникла достаточно редкая возможность решить вопрос подтверждения подлинности пользователей и защиты их данных таким образом, чтобы, с одной стороны, снизить нагрузку на бизнес в части создания подобной инфраструктуры, а с другой – чтобы превратить расходы на создание такой системы в инвестиции, которые в дальнейшем принесут государству доход.