Imagine Cup расширяет границы реальности

Наука и технологии
Москва, 22.07.2013
«Эксперт Северо-Запад» №29-31 (628)
В конце первой декады июля Санкт-Петербург принимал у себя студенческие команды со всего мира, приехавшие на конкурс Microsoft испытать свои навыки создания ИТ-стартапов

Фото: архив Microsoft

Количество участников конкурса Imagine cup («Кубок воображения»), с каждым годом растет.

В нынешнем конкурсе за победу боролись около 500 тыс. человек. В финал вышли 87 команд из 71 страны. Для студентов, представляющих свои проекты, участие в конкурсе – уникальный опыт. Сторонним наблюдателям Imagine cup дает возможность прикоснуться к новшествам на рынке ИТ, которые входят в повседневную жизнь.

Яркие инновационные проекты финалистов последнего, петербургского кубка заставляют убедиться, что границы между реальным и виртуальным мирами стремительно стираются. И задача объединения этих двух миров уже выполнима.

Предпочтение – социальным проектам

На выбор победителя влияло много факторов, в том числе умение хорошо презентовать работу, рассказать о коммерческом потенциале проекта. Учитывалась также социальная составляющая.

Победителем в категории «Инновации» стала команда из Великобритании Colinked. Их проект SoundSYNK позволяет путем объединения мобильных устройств дать проигрываемой мелодии объемное, симфоническое звучание. Британские студенты одновременно презентовали и образ новой социальной сети, объединяющей людей по музыкальным предпочтениям, и приложение для совместного воспроизведения мелодий.

Второе и третье места заняли медицинские разработки: созданный студентами из Словении проект DORA – интерактивный помощник врача, предоставляющий необходимую информацию о пациенте до и во время хирургических операций, и разработка таиландской команды KyPACS, позволяющая демонстрировать на экране любого мобильного устройства изображения компьютерной томографии и МРТ в двух и трех измерениях.

Во второй главной категории – «Социальные проекты», победило изделие португальской команды For a Better World – недорогое портативное устройство, менее чем за пять минут определяющую группу крови пациента.

Призерами стали также студенты из Тайваня с приложением для смартфона Omni-Hearing Solution, позволяющим с помощью индивидуального частотного фильтра усилить слух слабослышащих людей. Третье место заняли представители Австралии с приложением Foodbank Local, которое упрощает для компаний или физических лиц процедуры пожертвования средств или продуктов, а также информирует жертвователей, кто больше всего нуждается и куда именно отправляется помощь.

К слову, Imagine cup традиционно отдает предпочтение проектам с социальной составляющей. Так, победителем инновационной секции прошлогоднего конкурса стал проект украинской команды quadSquad, представивший пару перчаток с встроенными сенсорами (и соответствующим программным обеспечением), позволяющих озвучить язык жестов.

В 2010 году первое место на конкурсе отдали проекту Skeek, осуществляющему обратную по отношению к quadSquad коммуникацию – трансляцию живой речи в язык жестов (специальное программное решение для смартфонов).

Сложно быть суперинновационными

Безусловно, прежде всего интерес вызывают победители конкурса. Но проекты, только «засветившееся» в финале, тоже заслуживают внимания.

Студенческий статус Imagine cup не обещает явить гениальные стартапы, зато очень хорошо показывает, какие из новых направлений ИТ-рынка, какие решения вендоров завладели умами наиболее восприимчивой к нововведениям части общества.

«Сложно быть суперинновационным», – заметил один из членов жюри, ректор открытого университета «Сколково» Андрей Егоров. Часть проектов уже неактуальны, некоторые, очевидно, станут таковыми в ближайшем будущем, поскольку уже сейчас есть альтернативные решения на более высоком уроне развития.

Каждый год запускается много стартапов, но далеко не все инновации находят своего потребителя. Вместе с тем очевидно, что устойчивое массовое внимание молодежи к отдельным решениям может свидетельствовать о скором их распространении на рынке ИТ.

Положительные примеры развития стартапов дает направление энергосбережения и удаленного управления использованием энергии. Такие проекты регулярно участвуют в Imagine cup, и время от времени обнаруживаются действительно оригинальные решения. Например, в прошлом году группа Coccolo из Японии представила проект, который автоматически приглушает освещение, когда в комнатах становится слишком светло (например, от дневного света).

Как отмечают операторы связи и производители оборудования, сейчас этот сегмент рынка активно развивается и во многом потому, что базовые задачи контроля расхода электроэнергии дополняются красивыми опциями.

Глаза машины

Нынешний конкурс, похоже, обещает хорошие перспективы другому направлению – решениям на базе компьютерного распознавания действий, жестов мимики людей.

Открытая презентация проектов финалистов оставила впечатление, что новый герой рынка ИТ – не очки или шлемы дополнительной реальности, о которых так много говорится после презентации очков Google. Проекты этого направления и в количественном, и в качественном отношении явно уступали решениям, где ключевую роль играло устройство Kinect – мало кому известная черная коробка.

Kinect была придумана и представлена как устройство, расширяющее возможности Xbox, мультимедийной приставки для компьютерных игр от Microsoft. С ее помощью компания планировала расширить возможности управления и вовлечения в игры. Сенсоры глубины, цветная видео-камера и микрофон – железная начинка Kinect – позволяют создавать решения, «видящие» и учитывающие движения человека.

В ноябре 2010 года Kinect поступил в продажу в комплекте с Xbox. Летом 2011 года на Imagine cup это устройство раздавали студентам как интересную новинку от Microsoft. В 2012 году на конкурсе была отдельная номинация «Вызов Kinect», но, очевидно, уже тогда организаторы поняли, что для решений на базе устройства не нужно выделять номинацию – оно быстро стало базовым для секций «Инновации» и «Социальные проекты». Сегодня почти треть финалистов эксплуатируют потенциал этой черной коробки.

Возможность научить компьютер «видеть» и «понимать» жесты и действия людей дает новую жизнь обучающим проектам, и этот факт осознало немало участников Imagine cup 2013.

Чилийская группа представила Kinectsiology – платформу, помогающую медикам сделать максимально эффективным процесс физической реабилитации. Система отслеживает действия пациентов и, если они не совсем правильно выполняют упражнения, сообщает об этом.

Студенты из Сингапура представили аналогичное по духу решение, направленное на обучение солдат (проект KITS): система анализирует, как стоит человек во время стрельбы, и выдает соответствующие подсказки.

В нескольких проектах, в том числе  российской команды, возможности Kinect использовались для помощи в обучении детей. Группа из Катара на базе устройства предложила решение для создания виртуального музея.

Кроме того, есть проекты, где Kinect используется для расширения возможностей виртуального мира. Китайские студенты дополнили очки виртуальной реальности функциями Kinect и получили совершенно иные возможности взаимодействия пользователя с виртуальной реальностью (проект Mental Care Plus). Распознавание жестов позволяет оперировать с виртуальными предметами так же, как с физическими.

Большинство перечисленных проек-тов – первые опыты не только для молодых разработчиков, но и в целом для этого направления, вырастающего на базе новых возможностей в области компьютерного обучения.

Сегодня очевидно, что навыки машинного видения будут быстро развиваться, и вскоре мы получим немало неожиданных решений по совмещению реального и виртуального миров.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

Реклама