Строителей зовут на площадку

Строительное лобби хочет получить право распределять заказы на собственной тендерной площадке, созданной саморегулируемыми организациями (СРО). Тем более что речь идет почти о 20 млрд рублей, которые организаторы торгов получат в виде вознаграждения

С 2014 года все государственные закупки будут регулироваться новым документом – федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе», который заменит пресловутый федеральный закон №94-ФЗ. В марте при участии НОСТРОЙ (объединения строительных СРО) была создана Единая строительная тендерная площадка (ЕСТП) СРО. В реализации проекта, как говорят организаторы, примут участие почти 500 строительных, проектных, изыскательских СРО России, объединяющих более 160 тыс. компаний. Пока площадка работает в тестовом режиме.

Старый 94-ФЗ

По словам представителей строительного лобби, электронные тендерные площадки в России действуют уже несколько лет, но регламент их работы не учитывает ни строительные нормы, ни нормы саморегулирования. Участвовать в торгах может любой. Контроля конкурсов и исполнения обязательств по договорам нет. Работа на этих площадках связана для строителей с большими издержками, а для заказчиков – со слабым представлением об исполнителе и его квалификации. Несмотря на название, Федеральная контрактная система не имеет системного характера. «В законе не предусмотрены приоритеты для инновационной продукции, оставлено много белых пятен, отдаваемых на откуп правительству, не определены механизмы закупок отдельных товаров и услуг, в том числе по конкурсам и аукционам. Остаются вопросы и по созданию необоснованных приоритетов отдельным отраслям, например фармацевтической промышленности», – говорит директор «Союзпетростроя» Лев Каплан.

По официальным данным, за два последних года в стране проведено электронных аукционов более чем на 5 трлн рублей. Примерно 40% – торги строительного рынка. Комиссионные за контракты на строительном рынке получили компании, не имеющие к нему никакого отношения.

В среднем комиссия, взимаемая организаторами площадки торгов с победителей тендеров, составляет 0,5% стартовой цены контракта. Таким образом, электронные торговые площадки заработали на компаниях строительного комплекса не меньше 20 млрд рублей.

Руководитель ЕСТП СРО Илья Константинов убежден, что законодательство о госзаказе негативно повлияло на строительную отрасль. Участие в аукционах  компаний-однодневок с демпингом до 50% стоимости работ сказывается на добросовестных участниках рынка. Ни одна ныне действующая электронная площадка для аукционов не проверяет, действительны ли выданные СРО допуски на соответствующие виды работ. Между тем известны случаи, когда электронные торги выигрывали компании с фальшивыми допусками.

Выход из ситуации Константинов видит в использовании единой всероссийской площадки торгов всей отрасли – от проектирования до эксплуатации. Это более 160 тыс. компаний по всей стране, которые будут объединены общим ресурсом.

Преимущества нового

Создатели и разработчики тендерной площадки называют основной задачей организацию и проведение торгов, куда допустят компании с проверенной репутацией, обладающие необходимыми допусками. Это будет неким «фильтром качества», которого лишены другие электронные площадки, рассуждает Константинов. ЕСТП СРО предназначена для размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также для реализации потребностей частных клиентов. На площадке предполагается использовать все формы торгов, определенные законодательством РФ.

В России сейчас существуют пять аккредитованных государством площадок и еще примерно 200 негосударственных тендерных ресурсов. «В результате строительные компании, чтобы найти интересное им предложение, вынуждены ежедневно посещать огромное количество различных сайтов или пользоваться платными услугами консультантов», – рассказывает Константинов. По его мнению, ЕСТП позволит сконцентрировать все строительные заказы в одном месте. «Это поможет ликвидировать практику «междусобойчиков» заказчиков и нужных им подрядчиков. При наличии ЕСТП размещение заказчиком контракта на любой другой площадке будет вызывать вопросы. Зачем идти куда-то еще, если все строители находятся здесь?», – говорит руководитель ЕСТП СРО.

Игра на понижение

Еще одно предложение – законодательно ограничить размер снижения цены контракта. По словам экспертов, аукционы по госконтрактам в рамках 94-ФЗ проходят с понижением цены до 60%, главный критерий – низкая стоимость, а не качество работ. Представители СРО предлагают установить лимит понижения, например, 20%. Но если подрядчик готов «подвинуться» по цене еще, понадобятся рекомендации руководителей СРО, в которой он состоит. Таким образом СРО, если посчитает возможным, возьмет на себя ответственность за подрядчика. Впрочем, эта инициатива пока никак не оформлена.

Но не все так просто. Созданная в марте 2013-го площадка пока работает в тестовом режиме. Ей еще только предстоит пройти аккредитацию в Министерстве регионального развития. А еще убедить власти передать все заказы им. Для этого желательно сделать так, чтобы на площадке выставлялись не только госзаказы, но и подряды от частных застройщиков. Причем сумма рынка должна быть сопоставима с госзатратами. Только в Петербурге ежегодно строится от 2,3 до 2,7 млн кв. м жилья – это от 98,9 до 116,1 млрд рублей оборота, который мог бы распределяться через площадку СРО. Но убедить застройщиков будет гораздо сложнее, чем чиновников.

Жизнь по закону

Впрочем, как говорят независимые эксперты, большинство инноваций, предлагаемых устроителями площадки, уже и так прописаны в 44-ФЗ «О контрактной системе». Эксперт по оценке собственности Дмитрий Кузнецов убежден: эффективная работа возможна и в рамках предыдущего закона. «Чтобы осуществить разумный выбор и связать процесс ценообразования с процессом управления качеством, не надо менять нормативную базу, а необходимо создать прецеденты: лучшие практики, передовой опыт», – говорит он.

Тем не менее участники рынка видят в законе много новшеств, способных сделать систему закупок более прозрачной. В частности, особое внимание уделяется планированию закупок и оценке их обоснованности. Заказчикам придется составлять ежегодные планы-графики закупок. Также более жесткими станут требования к закупаемым товарам, работам и услугам, причем в части их предельной цены. Это исключит необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров категории люкс. Закупки на сумму более 1 млрд рублей должны будут проходить обязательное общественное обсуждение.

ФЗ №44 устанавливает способы размещения заказов. Помимо электронных и закрытых аукционов могут применяться различные виды конкурсов, а также запрос предложений и закупки у единственного поставщика. Если процедура размещения заказа не состоялась, возможность заключить контракт с единственным поставщиком сохранится. Более подробно прописаны методы определения начальной и максимальной цены контракта.

Для борьбы с демпингом вводится обязанность участников конкурсов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%. При проведении конкурсов на поставку товаров, работ или услуг высокосложного, инновационного или специализированного характера обязательной станет предквалификация. Появятся контракты жизненного цикла на закупку товара и его последующие обслуживание и утилизацию. Обязательным должно стать банковское сопровождение контрактов, когда расчеты в ходе исполнения будут отражаться на счетах.

По мнению члена комитетов по тендерным процедурам и инновациям и информационному обеспечению Национального объединения проектировщиков (НОП) Ольги Вязовиченко, большую часть сложностей, которые испытывают сейчас строители в поисках подряда, устранит работа единой информационной системы. Согласно ФЗ «О контрактной системе», в ней будут содержаться данные обо всех этапах госзакупок, начиная с планирования.

«Единая информационная система, с одной стороны, станет инструментом сбора сведений в сфере госзакупок, с другой – инструментом контроля соответствия сведений, содержащихся в различных документах (например, соответствия информации, включенной в планы-графики, данным, указанным в планах закупок).

В эту систему предполагается включить документы по планированию закупок и по реализации планов, информацию о закупках и исполнении контрактов», – говорит Вязовиченко. Также в систему внесут все предусмотренные законом реестры, библиотеку типовых условий контрактов, результаты мониторинга в сфере закупок, каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом часть проблем, решить которые строительное лобби пытается с помощью своей площадки, будет автоматически решена законом.

Санкт-Петербург