Как появилось это исследование

28 октября 2013, 00:00

В конце прошлого года мы провели небольшое исследование и выяснили, что из всех субъектов РФ Торговый реестр создан лишь в 20, несмотря на то что его формирование предусмотрено ст. 5 и 20 ФЗ №381 от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

В этих условиях у нас родилась идея расширить и углубить проект ежегодного общероссийского рейтинга крупнейших розничных сетей INFOLine Retail Russia TOP-100. Мы приступили к подготовке исследований, содержащих глубокий анализ рынков отдельно взятых регионов, начав с города с самой высокой концентрацией сетевой розницы – Санкт-Петербурга.  Мы сформировали рейтинг крупнейших игроков розничного рынка Петербурга и Ленинградской области, проанализировав финансовые и операционные показатели более чем 300 сетей. В ближайшее время планируем проведение аналогичных исследований по другим регионам.

Основным параметром ранжирования компаний в рейтинге является выраженная в рублях чистая розничная выручка от продажи товаров на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области без учета НДС. В нее включается реализация франчайзером товаров в магазины, работающие по схеме обратного франчайзинга. Кроме того, приведены данные по количеству магазинов и торговым площадям ритейлеров в регионе на начало 2013 года.

Первичная выборка сформирована на базе материалов Торгового реестра Санкт-Петербурга, который по состоянию на 1 января 2013-го включает в себя информацию о 150 торговых сетях и более чем 3,5 тыс. объектов. INFOLine уже второй год является генеральным подрядчиком правительства Санкт-Петербурга по формированию и ведению Торгового реестра. В 2013-м документ пополнится сведениями еще по 300 розничным операторам и 3 тыс. торговых объектов.

На втором этапе из 300 розничных сетей выбраны и подробно проанализированы 60 крупнейших с чистой выручкой на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области более 2 млрд рублей в 2012 году, из которых сформирован Топ-30 с чистой выручкой более 4 млрд без НДС.

Всем ритейлерам, которые не предоставили данные по выручке, количеству магазинов или торговым площадям, были по электронной почте и по факсу направлены письма, содержащие оценки ИА INFOLine, с просьбой согласовать или скорректировать данные, которые будут использоваться для рейтинга.

На долю Топ-30 ритейлеров приходится более 60% оборота розничной торговли Санкт-Петербурга (и почти 70% – без учета продаж автомобилей и бензина), а их совокупный объем продаж с учетом НДС превышает 500 млрд рублей. Общее количество торговых объектов крупнейших ритейлеров составляет почти 2,5 тыс. (около 12% всех объектов на территории города), а общая торговая площадь – более 1,65 млн кв. м. При этом доли ритейлеров, входящих в Топ-30 по основным сегментам, составляют: FMCG – более 85%, DIY – более 70, бытовая техника и электроника – более 60%.

В ходе исследования, как и при формировании нашего ежегодного общероссийского рейтинга розничных сетей INFOLine Retail Russia TOP-100, мы сталкиваемся с тем, что несмотря на кажущуюся публичность, отрасль «Розничная торговля» остается крайне закрытой. Отчетность большинства игроков рынка недоступна, и точная оценка их финансовых показателей возможна лишь при глубоком анализе отрасли и  понимании текущей деятельности розничных компаний. 

Кроме того, у многих ведущих ритейлеров часть оборота приходится на взаимодействие с конечными потребителями, а часть – на работу с юридическими лицами. При составлении рейтинга приходилось оценивать доли B2B-продаж таких компаний, чтобы исключить из совокупной выручки.  Интересно, что далеко не все сети в своей деятельности выделяют развитие отношений с  юрлицами как самостоятельное  направление, недооценивая и не реализуя существенный потенциал роста оборота через работу с B2B-сегментом. В то же время те, кто смог наладить эту работу, сегодня весьма успешны на рынке. Так, у компании «Петрович», одного из крупнейших игроков не только в Петербурге, но и в России в целом, более 20% выручки приходится на B2B-продажи.