Вопрос импортозамещения уже коснулся большинства промышленных предприятий, особенно предприятий, занятых в оборонно-промышленном секторе и выполняющих государственный заказ

Здесь альтернативы нет: нужно в самые кратчайшие сроки решить задачи, чтобы максимально локализовать производство тех деталей и комплектующих, которые необходимы для производства, и иметь полную автономность от импортных поставщиков. Применительно к той продукции, которую производят у нас на заводе – авиационным двигателям, влияние импорта не столь велико, как для бытовой промышленности. Все-таки производство авиационных двигателей традиционно было локализовано на территории двух государств – России и Украины. Причем, если по двигателям военной авиации (МиГ-31, Су-25) производство полностью налажено на наших моторостроительных заводах (Уфимское моторостроительное производственное объединение, Пермский моторный завод), то с производством вертолетных двигателей проблемы существуют. Традиционно так сложилось, что авиационная промышленность по направлению «производство вертолетных двигателей» была сосредоточена на Украине. Это город Запорожье, и на сегодняшний день основные поставки деталей, комплектующих, запасных частей как для производства новых двигателей, так и для выполнения капитального ремонта, который делается на нашем заводе, идут оттуда. В ряде случаев эта продукция является техникой двойного назначения, и до сегодняшнего дня, в случае с нашим заводом, эти поставки идут.

Пять лет назад была разработана программа полного импортозамещения по вертолетной отрасли. Головным предприятием был определен наш петербургский завод «Климов». Надо сказать, что эта программа достаточно успешно реализуется. В ее рамках ОАО «Климов» построило новый производственно-технологический комплекс, создало достаточно широкую кооперацию, в которую включили основные двигателестроительные предприятия России: Уфимское моторостроительное производственное объединение, Научно-производственный центр газотурбиностроения «Салют», Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева. В рамках этой широкой кооперации сейчас завершается выполнение работ по изготовлению базовых узлов для деталей, и до конца года должны сдать первые комплекты двигателей полностью российского производства. Следующим шагом будет импортозамещение и изготовление на территории страны узлов, которые необходимы для ремонта двигателей. Ситуация облегчается тем, что разработчиком этих двигателей является завод «Климов», и весь комплект технологической документации находится в собственности России.

Второй поставщик – Днепропетровский агрегатный завод, который снабжает агрегатами и запасными частями для ремонта практически все наши двигателестроительные заводы. Мы идем по тому же пути. Разработчик по этим комплексам деталей находится в России, размещены заказы на аналогичных российских однопрофильных предприятиях. В данном случае это Челябинский агрегатный завод.

Третий ключевой завод, который участвует в этом производстве, – Харьковский машиностроительный завод «ФЭД». По этому заводу импортозамещение уже завершено. Все агрегаты, детали, комплектующие сейчас производит Пермский моторный завод. Поэтому мы смотрим на ситуацию с определенным оптимизмом. Конечно, не все в нашей двигателестроительной отрасли гладко. Очень непростое положение складывается с газотурбинными установками для судовых силовых установок из города Николаева. Сейчас это производство разворачивается в Рыбинске. К сожалению, время было упущено, поэтому какой-то период могут быть серьезные затруднения. Но опять-таки все необходимые шаги в плане организации, финансирования программ со стороны руководства отрасли, федеральных органов государственной власти предприняты.

В распределении заказов по импортозамещению четко просматриваются два направления. Первое – размещение заказов на так называемых профильных заводах. Был авиационный завод на Украине, а теперь мы размещаем эти заказы на аналогичном заводе в России. Это справедливо для технически сложных элементов: узлов, агрегатов, турбинных лопаток, компрессорных лопаток, валов, турбинных дисков, сложных корпусных деталей, которые требуют специализированного оборудования. Здесь, наверно, другого пути нет.

Также мы видим, что образовался второй путь. На этом направлении создается достаточно большое количество небольших предприятий, которые готовы по совершенно приемлемым ценам, с великолепным качеством и в требуемых количествах изготавливать не самые сложные детали, производство которых не требует значительных производственных мощностей и дорогого оборудования. Уже сейчас только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работает три малых предприятия, которые на легитимной организационной основе производят эти детали и предоставляют их для ремонта авиационной техники. При этом они, естественно, проходят все необходимые процедуры сертификации и лицензирования. Эти небольшие машиностроительные предприятия могут быть прекрасно вовлечены в комплекс работ – ниша пока еще не занята.

Традиционно в советские времена мы строили заводы полного цикла. Большие серийные заводы с численностью 16-20 тыс. человек ушли в прошлое. Сейчас так уже никто не работает, и мы тоже сумели переключиться. На сегодняшний день завод с численностью 50-70 человек может занимать устойчивую нишу. В данном случае завод «Климов» – ярчайший пример. Они себя позиционируют как завод-финишер. Завод делает небольшую часть деталей, и вокруг него существуют порядка 12-14 так называемых сателлитов, которые изготавливают тот или иной вид продукции. Эта продукция по себестоимости однозначно дешевле, чем если бы ее делали в рамках большого предприятия. В результате уход от предприятия полного цикла с головным предприятием-финишером позволит нам с наименьшими затратами решить проблему импортозамещения, которая на сегодняшний день присутствует. 

Ленинградская область

У партнеров

    Реклама