Интервью

Хинди покоряет студентов

Интерес к изучению европейских языков снижается, а интерес к восточным языкам растет

Хинди покоряет студентов
Фото: Егор Алеев/ТАСС
По данным НИУ ВШЭ, в 2023 г. самым популярным языком как для получения высшего образования, так и в рамках дополнительного обучения и повышения квалификации оказался китайский. Рост интереса объясняется геополитическими изменениями и разворотом экономики на восток. Тем не менее, интерес к английскому языку остается стабильно высоким.

На программы общего образования с дополнительным изучением китайского языка в прошлом году поступило в 1,5 раза больше студентов, чем в 2022-м, а для программ ДПО показатель вырос в 4 раза. Аналогичным по росту популярности стал испанский язык — увеличение спроса на программы с его дополнительным изучением также составило 1,5 раза по сравнению с 2022 г. А вот спрос на программы с дополнительным изучением немецкого упал на 40%, а французского и итальянского — на 50%, как и японского.

В целом, отмечает руководитель школы иностранных языков НИУ ВШЭ Екатерина Колесникова, сегодня у абитуриентов зарождается спрос на «восточное» направление, в частности, на турецкий и арабский. Многие образовательные программы в 2022–2023 гг. начали включать в учебные планы корейский и хинди.

Данные НИУ ВШЭ в целом совпадают ситуацией в других российских вузах. По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Ольги Дмитриевой, прежде студенты и специалисты отдавали предпочтение английскому и французскому языкам. Сейчас же идет смещение в пользу китайского (рост на 79% к 2022 г.), арабского (+59%) и турецкого (+55%) языков. Также наблюдается повышенный спрос на репетиторов по сербскому (рост на 78% к 2022 г.) и грузинскому (+88%) языкам.

По мнению Ольги Дмитриевой, это обусловлено мгновенно возникшим спросом на специалистов по логистике, специализирующихся на транспортировке через дружественные страны.

Динамика спроса на иностранные языки внутри страны ожидаемо меняется с резкими переменами на геополитической арене, говорит профессиональный переводчик Виктор Тарыкин. В условиях, когда усложняется открытие виз, сворачиваются программы взаимодействия между вузами и научными организациями, закрываются околопосольские структуры, которые продвигают язык своего государства в качестве мягкой силы, неизбежно падение спроса на изучение языков этих стран.

Предпочтения абитуриентов во многом определяются их представлениями о возможности трудоустройства после получения высшего образования, подтверждает доцент кафедры зарубежного регионоведения Московского государственного лингвистического университета Саид Гафуров. К сожалению, говорит он, эти ожидания не всегда соответствуют реальности. Так, выпускники с относительно непопулярными изучаемыми языками — узбекским, киргизским, казахским и др. — пользуются огромным спросом на рынке труда. Они имеют возможность выбирать почти любое место работы, как в государственных структурах, так и в наиболее престижных частных компаниях, тогда как специалистам со знанием популярных немецкого или, скажем, скандинавских языков работу по специальности найти заметно сложнее.

Но, обращает внимание Саид Гафуров, между поступлением в вуз и его окончанием проходит значительный срок — от 4 до 6 лет, и за это время спрос на рынке труда на специалистов со знанием того или иного языка может измениться.

Также важно, что существует специфика для каждого конкретного языка, например, популярность хинди во многом определяется отсутствием возможности изучать иные языки Южной Азии: бенгальский, тамильский, гуджарати, малаялам. Между тем, в Индии хинди зачастую рассматривается как социально непрестижный язык, и его носители из элит предпочитают общение на английском.

Кстати, как подсчитали в «Авито.Работа», знание английского остается самым распространенным требованием, которое работодатели предъявляют к потенциальным сотрудникам. Всего к весне 2024 г. доля вакансий с требованием английского составляет 78% от всех вакансий, требующих знания иностранного языка. Доля вакансий с требованием китайского пока еще относительно невелика — 14%.

Материалы по теме:
Общество, 12 дек 14:48
Почему дипломы престижных вузов в России стали предметом роскоши
Общество, 15 окт 15:10
Как учат школьников и студентов в ближнем и дальнем зарубежье
Общество, 1 окт 16:42
Расходы бюджета на образование к 2027 году вырастут до 1,75 трлн рублей
Общество, 2 сен 15:00
Как цифровизация меняет высшее образование
Свежие материалы
Колбаса говорит сама за себя
В мире,
В Китае массово подделывают российские товары
Елена Вартанова: «Журналистам не надо отчаиваться»
Мнения,
Декан факультета журналистики МГУ об образовании и цифровизации
Рынок труда требует смены квалификации
В мире,
К 2030 году немногие профессии позволят достойно зарабатывать