Плата за идентичность
Споры о том, может ли культура быть бизнесом или она останется на дотациях со стороны государства, ведутся уже больше 30 лет.
«Советская власть за счет поддержки культуры оплачивала идеологию. Сегодня культура отвечает за два важнейших направления в повестке: сохранность идентичности многонациональной страны и создание смыслового контекста и контента для современного человека. Для сегодняшней индустрии нужны сложноорганизованные люди», — отметил Михаил Швыдкой, модератор сессии «Развитие инфраструктуры объектов культуры как драйвер развития экономики культуры государства». Он отметил, что некоторые области культуры сразу стали бизнесом со своей инфраструктурой — это издание книг, производство ТВ и кино, сейчас к ним добавились цифровые медиаплатформы.
В начале «нулевых», когда Швыдкой только возглавил министерство культуры, в стране было всего 145 современных кинозалов. Принципиальной позицией нового министра было не квотировать российское кино, а оставить прокатчикам возможность самим решить проблему обустройства. Уже к 2008 г. в стране было 3200 современных кинотеатров, обустроенных на частные инвестиции. Спустя годы он называет это решение верным: «Если бы мы не рискнули тогда пустить частный бизнес в кино, то сегодня такой киноиндустрии в России бы и не было».
Сейчас вектор культурного развития задает государство. В республике Саха (Якутия) поддержку властей получили якутские театр и кино. Для их развития реализуются два инфраструктурных проекта, где есть и частные инвестиции.
Первый — это Арктический центр эпоса и искусств, который строится в формате частно-государственного партнерства. По словам главы республики Саха (Якутия) Айсена Николаева, откроют центр в день рождения республики — 27 апреля 2025 г. В центре разместят национальный театр Олонхо и филармонию. По словам Николаева, ежемесячно на сцене центра будут выступать народные коллективы из городов и сельских районов.
Второй — создание кинопавильона. Национальное кино — особая гордость Якутии. На якутские фильмы в прошлом году пришлось 20% всех призов российского кино за рубежом. В мастер-план Якутска включено строительство съемочного павильона площадью 30 тыс. кв. м. Это самый большой кинопавильон за Уралом. Его строительство начнется в 2026 г. Переговоры с инвесторами уже в процессе. Глобальная цель — сделать из нового места Сахавуд, где к якутским режиссерам присоединяться их коллеги с Дальнего Востока, что увеличит количество снимаемых полнометражных фильмов в два раза.
Тяжелое наследие
Председатель правления банка ДОМ.РФ Артем Федорко обозначил проблематику инфраструктурных культурных объектов более точно. Ежегодно через ДОМ.РФ на торги выставляются сотни объектов госимущества, среди которых есть и объекты с охранным статусом культурного наследия. Покупателей на такие объекты не находится даже за один рубль. По словам Федорко, для потенциального покупателя эти объекты с «отягощением»: большинство из их в плохом состоянии, но инвестор должен выполнять охранные обязательства. «Многие покупают такие объекты, консервируют, а помещения для использования строят рядом», — заметил Швыдкой.
По оценке главы банка ДОМ.РФ, в зоне видимости инвесторов не больше 10–15% культурных инфраструктурных объектов, а ведь по России их порядка 150 тыс. ДОМ.РФ как организатор госторгов хочет привлечь в сферу культурной инфраструктуры частные деньги. Это станет возможным, как только у объектов появится понятная для инвестора экономика, которая сейчас есть только у каждого десятого.
Помочь привлечь внимание инвесторов может новый льготный механизм финансирования, который сейчас ДОМ.РФ разрабатывает совместно с Министерством культуры. В «пилоте» примут участие 20 российских субъектов, которые сами определят проекты для коммерческого восстановления. Второе, что может привлечь деньги в такие объекты — разрешение на «практическую» перестройку, которая приведет к монетизации самого объекта.
Со своей стороны ДОМ.РФ готов кредитовать такие проекты при соблюдении инвестором утвержденной дорожной карты реализации.
Второе предложение от ДОМ.РФ — это создание специальной цифровой платформы для инвестора с полным реестром и необходимой информацией. Конечная цель обеих инициатив — создание прозрачного рынка объектов культурной инфраструктуры с понятным статусом для инвестора и новых механизмов финансирования.
Последняя инициатива ДОМ.РФ нашла поддержку у первого зампреда комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимира Кошелева, который отметил, что инвесторам нужны «понятые правила». Проблемой для реализации инвестпроектов являются «новые памятники», когда для блокировки конкретных девелоперских проектов городские чиновники оперативно дают охранный статус объекту, что делает работу с ним для инвестора нецелесообразной чисто из экономических соображений.
Кошелев предлагает провести аудит всех объектов культурного наследия в городах для выявления и исключения лже-памятников из реестра, а также понимания, какие объекты нуждаются в обновлении и реставрации. В парламенте уже создана рабочая группа по этому направлению. «В Самаре — 1,5 тыс. объектов культурного наследия, а в Амстердаме — 892, просто сравните эти цифры», — говорит Кошелев.
Первому вице-президенту Газпромбанка Андрею Серову понравился вопрос Швыдкого о том, как оценивать эффективность реализации культурных инфраструктурных проектов. В оценку окупаемости и возвратности заемных средств в случае с культурной инфраструктурой Серов включил проходимость и посещаемость. Например, новое здание дальневосточного музея в Хабаровске, которое строится при участии ГПБ, поможет увеличить его посещаемость в 8 раз именно за счет расширенной площади, где будут размещены еще 9 тыс. уникальных экспонатов.
Серов отмечает, что «вклад внебюджетных источников — больше, чем может показаться». Из 125 соглашений банка в сфере культурных инфраструктурных объектов более 70 млрд руб., из которых 50 млрд — это средства из внебюджетных источников.
Точку в дискуссии поставил Швыдкой: «Контент формирует предложение для инфраструктуры, но такая синергия невозможна без участия государства». Он отметил, что пора подумать о появлении специальных «культурных» кредитов с учетом специфики культуры как индустрии.
Интерес экс-министра к теме культурных инфраструктурных объектов понятен. В конце лета в саду Эрмитаж начнется строительство нового здания московского Театра Мюзикла, сооснователем которого является Михаил Швыдкой. Сейчас театр занимает здание бывшего кинотеатра «Россия» на Пушкинской площади. Кредитором новой стройки выступил Газпромбанк, сумма финансирования, по словам Швыдкого, составила около 6,2 млрд руб. Пока в этом проекте только заемные деньги, однако основатель надеется, что в проект войдут и частные инвесторы.