— В 2022 году европейские производители канатных дорог ушли с российского рынка, и владельцы курортов оказались в сложном положении: необходимо было в кратчайшие сроки перевести подъемники на отечественный софт. В чем основные сложности этого процесса?
— Да, действительно, нам пришлось действовать в сжатые сроки, опираясь на нашу высококвалифицированную команду разработчиков и комплектующие, которые были в наличии. В рекордно короткие сроки мы с нуля разработали, протестировали, установили и запустили первую канатную дорогу на отечественном ПО. Основная сложность заключалась даже не в разработке ПО, а в «железе». На российском рынке мало компаний, готовых предложить контроллерное оборудование с надежностью SIL3 и SIL4. (SIL — это количество критичных отказов, которые происходят на определенное количество часов работы. SIL3 — это около 1 млн часов работы оборудования до первого критичного отказа, то есть высокая степень защищенности. SIL4 — около 100 млн часов до первого отказа).
До 2022 года на российском рынке работали лидеры мировой отрасли, в частности, Siemens. Им принадлежала львиная доля рынка. Они задавали темп и устанавливали стандарты. Нашим локальным производителям оставалось не так много. Но сейчас у нас есть отечественное «железо», которое нам нужно, и на нем мы сейчас разрабатываем АСУ для канатной дороги по программе Минпромторга.
— Какой курорт был выбран для пилотного запуска российского ПО?
— Первым нашим опытом в обеспечении европейских подъемников российским ПО стала дорога «Тироль» на курорте «Роза Хутор» в Сочи. В шкафу управления австрийского подъемника Doppelmayr стояла система PILZ. У контроллера PILZ закрытая среда разработки, доступа к ПО нет. Если PILZ «умирает», то с ним уже ничего не сделать. Подъемник просто превращается в груду бесполезного железа. Нам удалось избавиться от этой самой большой проблемы. Вместо PILZ мы использовали альтернативное решение. Все другие канатные дороги мы будем делать на отечественном оборудовании.
— Импортозамещение АСУ и ПО канатных дорог — жизненная необходимость?
— Перевод АСУ и ПО на отечественные разработки начался ровно тогда, когда необходимость этого шага стала бесспорной и очевидной. Раньше рынок предлагал стандартные решения компаний-поставщиков, и до ухода этих компаний с российского рынка такое направление было закрыто. Было логично использовать европейское ПО, которое, к тому же, сами западные компании и предоставляли к своей продукции, это были коробочные решения.
Но когда западные производители канатных подъемников фактически бросили людей — владельцев курортов, управляющих, персонал, а главное — пассажиров подъемников, туристов, наш рынок отреагировал на эти обстоятельства: стало понятно, что нужно оперативно переходить на отечественное ПО. Идея и задача были сформулированы, и мы начали их реализовывать.
— Каковы перспективы перехода всех канатных подъемников России на российское ПО? Хватит ли у нас возможностей — технических, кадровых? Как быстро можно перевести канатные дороги страны на отечественное ПО?
— Нужно понимать, что такая задача в масштабах целой отрасли встречается не часто. Это вызов — и для людей, и для рынка в целом. Переподготовка людей, создание новых стандартов безопасности, создание новых инженерных решений, новых инновационных технологий — все это требует времени и сил. Однако пугаться не стоит: решение на рынке уже есть, специалисты с опытом и амбициями в стране не перевелись, опыт проектирования сложных систем накоплен солидный. И не такие задачи решали в России. Решим и эту.
— Какие специалисты разрабатывали отечественное ПО для оборудования канатной дороги?
— Ноу-хау полностью принадлежит компании «РУСЛЕТ». Наша команда состоит из высококлассных сертифицированных специалистов, имеющих огромный опыт реализации самых разных проектов. Наши ребята любят решать нестандартные задачи, делать то, чего раньше в нашей стране еще не было.
— Есть ли планы масштабировать такие технологические решения?
— После успешного запуска подъемника «Тироль» мы занялись сразу двумя самыми востребованными канатными дорогами на «Розе Хутор» — «Олимпией» и «Заповедным лесом». В этом году они порадуют туристов скоростью и плавностью уже на отечественном ПО. На сегодняшний день мы можем параллельно модернизировать до шести объектов. Наши компетенции позволяют перевести любой объект на отечественное ПО за 2–4 месяца. Таким образом, заказчик получает полностью кастомизированное решение, созданное специально под потребности конкретно взятого курорта с учетом всех пожеланий. И «железо» будет отечественное. В полном соответствии с требованием президента России, который отмечал необходимость обеспечить горнолыжные курорты отечественной инфраструктурой и продукцией.
Кроме того, мы планируем не только масштабировать свои услуги, но и расширять спектр услуг, обеспечивая перевод на отечественное ПО самые разные сектора промышленности. Ведь открывшаяся для российских IT-специалистов ниша практически безгранична! ПО используется в любом секторе промышленности. И на данный момент оно в большинстве случаев импортное. Нашим специалистам предстоит пройти тернистый путь получения нового опыта. Мы на этот путь уже встали. Пойдем и добьемся нужного результата.
— Чем подтверждается безопасность российского ПО?
— Безопасность людей — это главный приоритет компании «РУСЛЕТ», а пассажирская подвесная канатная дорога — это объект повышенной опасности. К тому же, перевозка происходит в гористой местности на высоте десятков метров. Именно поэтому наше ПО прошло проверочные мероприятия контролирующих органов и имеет патентное покрытие. Оно внесено в Реестр государственной регистрации Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент).
— У «РУСЛЕТ» есть свой Центр управления проектами, с возможностью аналитики и удаленной поддержки заказчиков, причем с региональными филиалами. Это дает возможность оперативного обслуживания канатных дорог на курортах. В чем плюс такой работы, почему важно обеспечить курорты — в условиях ухода европейских брендов подъемников — бесперебойным сервисом и обслуживанием канатных дорог?
— Это важно прежде всего потому, что Россия — огромная страна. И когда курорты Мурманской области начинают работать, туристы на Камчатке ложатся спать. У нашего Центра управления проектами есть филиалы в Кировске, Краснодарском крае, Москве и Самаре. Это скорая помощь для канатных дорог в шаговой доступности. Представьте, что вам нужен врач, но он поедет к вам в Москву из Хабаровска, или наоборот. Вы бы предпочли, наверное, чтобы специалист был рядом. Чем ближе, тем оперативнее. К тому же мы планируем мониторить работу канатных дорог для их бесперебойной работы. Такую работу нужно вести постоянно. 24 на 7. В перспективе будет расширяться количество филиалов Центра.
— Китай сейчас активно предлагает России свои IT-решения, явно желая заменить российские разработки своими. Справимся ли мы сами? Сможем ли избежать азиатской зависимости?
— В июне на ПМЭФ Владимир Путин заявил, что необходимо заниматься укреплением информационной безопасности. А использование любых иностранных вендеров, будь то европейских или китайских, противоречит этому заявлению. Китайские решения не соответствуют российским стандартам и регламенту. Мы же ведем всю работу по ГОСТам. С мозгами в нашей стране никогда проблем не было! Да, нам хватит мозгов «сделать» китайцев. У меня нет предубеждений против китайской продукции, но мы у себя дома. Давайте сделаем все, что от нас зависит, чтобы не китайцы тут были главными. Хотят сотрудничать — welcome, но правила игры пусть будут наши.
— Недавно «РУСЛЕТ» заключил соглашение о сотрудничестве с МГТУ им Н.Э. Баумана об открытии инженерного центра в составе создаваемого межвузовского инновационно-технологического образовательного центра в Тверской области. Планируется ли сотрудничество с российскими вузами в сфере разработки информационных технологий?
— Да, мы ведем активную работу по поиску российских гениев. Так, создание испытательных стендов мы прорабатывали совместно с НИУ МИЭТ и УПК «Протон». «РУСЛЕТ» — динамично развивающаяся компания. Мы заинтересованы в привлечении в команду молодых, амбициозных и одаренных. Мы активно поддерживаем молодых звездочек российской науки. Нынешняя ситуация дает огромный простор для работы. Но сроки поджимают. Сейчас время нестандартных решений и неординарных идей и «РУСЛЕТ» их предлагает.