Микро- и малый бизнес в России устойчив к турбулентности последних лет, говорится в исследовании. Так, с 21 до 25% выросла за год доля тех, кто называет свое текущее финансовое положение хорошим, и еще 21% опрошенных отметили его улучшение за последний год. У 50% предпринимателей в последнем квартале прошлого года выручка оставалась стабильной. Особенно ярко оптимистичные настроения заметны среди молодых предпринимателей (возраст 18–35 лет): об улучшении финансового положения бизнеса говорят 40% таких респондентов.
Оценка предпринимателями состояния их бизнеса и планы по его развитию практически не изменились: чуть более половины оценивают состояние как стабильное, почти две трети не планируют ни расширения, ни сокращения.
В четвертом квартале 2023 г. ключевой проблемой оставался рост цен у поставщиков, о чем сообщили 70% предпринимателей. За последние три месяца 48% опрошенных повысили цены на свои товары и услуги, 45% оставили на прежнем уровне, 5% — даже снизили, а 2% — затруднились ответить на этот вопрос.
Если говорить о других проблемах, то треть бизнесменов сталкивалась с проблемой поставок из-за рубежа, еще треть — с падением спроса и с увеличением издержек сбыта. При этом предприниматели стали реже говорить о падении спроса. Еще в начале 2023 года его отмечали 54% респондентов, а к концу — только 35%.
Выручка растет благодаря повышению цен, увеличению количества клиентов и сезонности. Те, кто заявил о снижении доходов, жаловались на увеличение расходов, ухудшение экономической ситуации, снижение спроса и на сезонный спад.
В 2023 г. Центральный банк России несколько раз поднимал ключевую ставку. Согласно исследованию, 50% респондентов не почувствовали ее роста, а 42% сообщили, что это изменило их бизнес. Среди тех, кто столкнулся с трудностями, 58% отметили удорожание кредитования, ещё четверть респондентов говорили о снижении платежеспособного спроса, 21% — о росте закупочных цен, 18% — об инфляции в целом.
Повышение ключевой ставки больше всего отразилось на бизнесменах из крупных городов и на тех, у кого годовой оборот превышает 5 млн рублей (55%). Но только 10% предпринимателей, на которых отразился рост ключевой ставки, предпринимают какие-либо меры по этому поводу — от сокращения количества кредитов и оптимизации до увеличения объемов работ и поиска инвесторов.
И все же упомянутые проблемы не помешали большинству предпринимателей сохранить положительный настрой: с оптимизмом в будущее смотрят 46% респондентов, (41% — в прошлом квартале). Также все меньше предпринимателей ожидают ухудшений в экономике в ближайшие полгода — показатель снизился с 42 до 36%. Около половины опрошенных (49%) строят долгосрочные планы, хотя выросла и доля тех, кто предпочитает не планировать (30%).
В ПРИМ отмечается, что в четвертом квартале 2023 г. незначительно выросла доля предпринимателей, считающих, что государство скорее помогает малому бизнесу (с 26 до 30%). Среди мер государственной поддержки, на которые рассчитывают предприниматели, вырос спрос на специальные налоговые режимы.
«По результатам исследования мы отмечаем положительную динамику развития МСП: предприниматели устойчивы к турбулентности в экономике, положительно оценивают свои перспективы. Значительно снизилась доля ожидающих ухудшения в экономике в ближайшие полгода — с 42 до 36%. При этом у бизнеса есть запросы в специальных налоговых режимах и участии в государственных заказах и закупках. В 2023 году госкомпании закупили у представителей МСП товары и услуги на 8 трлн рублей. Прирост объема закупок у субъектов МСП к 2022 году составил 13,5%», — приводятся в исследовании слова замминистра экономического развития РФ Татьяны Илюшниковой.
Исследование объективно описывает картину, которая сложилась в бизнес-кругах, подтверждает координатор «Деловой России» в ЦФО Дмитрий Аббакумов. Действительно, чем моложе предприниматель (18–35 лет), тем у него больше оптимизма, преобладает позитивное видение будущего. Предприниматели, особенно молодые, активно пользуются всем объемом возможностей: различными сервисами, которые облегчают многие бизнес-процессы, Госуслугами, МФЦ, а также деловыми чатами и бизнес-сообществами. Это новая среда для развития предпринимательства.
Одной из основных практических сложностей управляющий партнер JTLconsulting Юлия Ченцова называет создание более комфортных условий в части налогообложения бизнеса, в особенности микро- и малого бизнеса. Во время пандемии был введен мораторий на внеплановые проверки, однако этот мораторий не коснулся налоговых проверок. И чаще всего по результатам именно налоговых проверок бизнес уходит с рынка, не осилив оплату недоимки.
Тем не менее среди положительных тенденций выделяется то, что большое количество предпринимателей стали осваивать новые и освободившиеся ниши. Многим начинающим предпринимателям интересно производство товаров или комплектующих, которые ранее закупались за рубежом. Открытие новых свободных экономических зон побуждает к созданию уникальных продуктов или совершенствованию ранее известных технологий.
Несмотря на все сложности, Ченцова отмечает, что предприниматели адаптировались к ним — сейчас все реже встретишь бизнес без структуры, финансовых планов и измерения показателей. Предприниматели стремятся создать структурный, системный и устойчивый бизнес сразу, что позволяет быть более гибкими и адаптивными к текущим реалиям.