Интервью

Строителям перевели стрелки

Контракт на возведение обхода Инкерманского монастыря расторгнут после проверки Счетной палаты

Строителям перевели стрелки
Фото: Podaneva O.E./Creative Commons
Государственный контракт стоимостью на строительство железнодорожного обхода Инкерманского монастыря в Крыму расторгнут после проверки Счетной палаты, следует из сообщения надзорного ведомства. Контракт в 2024 г. выиграла компания «Мостотрест». Однако на проект был дан отрицательный отзыв Минэка и отсутствовало решение о его финансировании от профильного вице-премьера. Опрошенные «Экспертом» специалисты предупредили о рисках аварийной ситуации при продолжении эксплуатации старой ветки.

В монастырь пришли с проверкой

Счетная палата сообщила, что «Ространсмодернизация» (некоммерческое учреждение, подведомственное Минтрансу) расторгла госконтракт с «Мостотрестом» на более чем 15 млрд руб. на строительство железной дороги в обход Инкерманского Свято-Климентского монастыря в Крыму. Такие данные содержатся в материалах проверки расходования бюджетных средств на строительство и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры по контрактам, заключенным в 2021–2024 гг. и истекшем периоде 2025 г.

«Минтрансом в 2024–2025 гг. предусматривалось финансирование
на реализацию этого объекта, по которому Минэкономразвития выдано отрицательное заключение о низкой эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, и по которому заместителем председателя правительства решение о финансировании строительства не принято», — говорится в отчете СП.

Минтранс закладывал на этот проект 2,47 млрд руб. в бюджете 2024 г., 739 млн руб. — в 2025 г. и 5,1 млрд руб. — в 2026 г. По тендеру проект был оценен в 15,9 млрд руб. Строительство должно было завершиться до 2 марта 2026 г. Владельцем 97% акций «Мостотреста» на конец 2024 г. было неназванное российское ООО. В качестве такового в отчетности группы, как сообщал «Интерфакс», ранее раскрывалось ООО «Стройпроектхолдинг» Аркадия Ротенберга.

Несмотря на отсутствие оснований для строительства объекта, Минтрансом в адрес «Ространсмодернизации» были доведены лимиты бюджетных обязательств. Но до исполнителя деньги не дошли. Финансирование в 2024 г. сокращено в полном объеме, на 2025 г. в сумме 539,9 млн руб. — отозвано в бюджет казначейским уведомлением, сообщили аудиторы. Поскольку средства бюджета не были переведены исполнителю, то и возвращать их он не должен, пояснили «Эксперту» в пресс-службе Счетной палаты.

«В связи с тем, что госконтрактом предусмотрены неактуальные проектные решения и объект не получил положительное заключение Минэка, Счетной палатой указывалось на необходимость расторгнуть госконтракт с ПАО „Мостотрест“. В ходе проверки контракт расторгнут», — говорится в материалах Счетной палаты.

В Минтрансе отказались от комментариев, в пресс-службе «Мостотреста» не ответили на запрос «Эксперта» на момент сдачи статьи. В «Ространсмодернизации» сообщили, что средства на проект в итоге были перераспределены на «иные транспортные мероприятия» на территории Крыма. «Что касается обхода монастыря, то сейчас прорабатывается оптимизация проектных решений и последующее получение решения о финансировании проекта в установленном порядке», — отметили в пресс-службе ФКУ. В случае принятия решения о финансировании в установленном порядке будут организованы новые конкурсные процедуры, по итогам которых определится подрядчик, добавили там.

Как пояснил «Эксперту» федеральный чиновник, знакомый с ситуацией, проверка эффективности — стандартная процедура при принятии решения о финансировании из бюджета объектов стоимостью более 3 млрд руб. При этом действующими нормами предусмотрена возможность финансирования проекта, получившего заключение Минэка о низкой эффективности, при наличии соответствующего решения правительства.

В пресс-службе Минэка не ответили на запрос, так же поступил представитель «транспортного» вице-премьера Виталия Савельева.

Что еще обнаружили аудиторы


В целом, Счетная палата пришла к выводу, что в стране в 2021–2024 гг. завершено строительство в срок только 12,3% объектов транспортной инфраструктуры, или 8 объектов из 65. По 66 контрактам, то есть 55 объектам капстроительства, завершение работ перенесено на срок от 5 месяцев (например, инфраструктура аэропорта Оренбурга) до 6 лет (например, инфраструктура аэропорта Домодедово), что составляет 64,7% от реализуемых контрактов, указали аудиторы.

Основными причинами сдвига сроков являлись низкое качество проектной документации, требующей внесения корректировок, низкие темпы производства работ и банкротство подрядных организаций. По видам транспорта наибольшую долю среди законтрактованных объектов составляют аэродромы (44), объекты морского и внутреннего водного транспорта (33), железнодорожные объекты (24), транспортные узлы (5) и инфраструктура образовательных учреждений (2).

Аудиторы также отметили некачественное проектирование будущих объектов, некорректность оценки стоимости работ и обнаружили подозрительные операции по обналичиванию и выводу за рубеж 25 млрд руб. в цепочках госконтрактов.

Основными причинами отставания стали недостатки проектно-сметной документации, потребовавшие многократных доработок, а также нестабильное финансовое состояние ряда подрядных организаций, что приводило к задержкам в выполнении работ, пояснили в «Ространсмодернизации».

Что известно о проекте

Речь идет о переустройстве участка пути Симферополь Грузовой — Инкерман‑2 длиной почти в 2 км, из которых около 900 м должны пройти по металлической эстакаде на железобетонных опорах вдоль русла реки Черной, рассказал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Это первый этап так называемого технического перевооружения Крымской железной дороги по госпрограмме развития Крыма и Севастополя. Основные сложности проекта связаны с геологией и гидрологией. Эстакада должна проходить на берегу реки, в зоне сложных грунтов, с высоким уровнем грунтовых вод и риском размыва при паводках. Именно поэтому в проект заложена цементация грунтов основания», — пояснил Михаил Бурмистров.

Еще одна сложность проекта, как отметил эксперт, узкая долина, где придется прокладывать ветку: с одной стороны протекает река, с другой — скальный массив. «Любые ошибки по геометрии трассы дают ограничения по скорости движения, а при нынешних скоростях 60–80 км/ч любой дополнительный изгиб или излом профиля — это плюс к расходам РЖД и минус к надежности», — подчеркнул он. При этом в зоне строительства есть несколько археологических объектов: могильник рубежа II–I тысячелетия до н.э., античные и таврские поселения, комплекс Ак‑Керман. «Первоначальный вариант трассы, где были два тоннеля и обход через каменоломни, как раз упирался в эти зоны и в Загайтанскую скалу и из‑за этого он был переработан», — напоминает Михаил Бурмистров.

Сейчас действующая железнодорожная ветка проходит примерно в 50–100 м от монастырской скалы. «Тяжелые поезда дают вибрацию, по данным местных властей и экспертов, это ускоряет разрушение массива, у подножия уже лежат отколовшиеся блоки. Параллельно нужно перестраивать участок трассы Симферополь — Бахчисарай — Ялта, который попадает в зону эстакады, и строить новую автодорогу к монастырю и выезд с АЗС», — указал Михаил Бурмистров. Если продолжить эксплуатацию участка в текущем режиме еще 10–20 лет, есть риск аварийной ситуации и для монастыря, и для самой железной дороги, заключил он.

Обход монастыря необходим для сохранения объекта культурно-исторического наследия, добавила гендиректор Sherpa Group Александра Галактионова. «Круг компаний, которые его могут реализовать в условиях сложного рельефа, узок, но четыре-пять наберется. Скорее всего, это будут те, кто уже работает в Крыму либо готов разворачивать там свои строительные мощности», — полагает она. Вполне вероятно, что подрядчиком может быть вновь выбран «Мостотрест», допустила Александра Галактионова.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 24 ноя 00:01
Росавиация прогнозирует консолидацию мелких эксплуатантов
Промышленность, 22 окт 00:10
Почему малые аэропорты недовольны правилами нового авиационного платежа
Операторы грузовых вагонов пожаловались на новые правила РЖД по работе с порожняком
Промышленность, 22 сен 12:33
Это первая кадровая перестановка при новом министре Андрее Никитине
Свежие материалы
На Россию посмотрели в процентах
Экономика,
Правительство стоит перед выбором между ростом госдолга и налогов
Инвесторов пригласят в экосистему
Экономика,
Главные заявления Владимира Путина на форуме «Россия зовет!»
ВЭБ.РФ фокусируется на поддержке технологий
Финансы,
Госкорпорация увеличила финансирование экономики