• USD Бирж 1.07 -10.32
  • EUR Бирж 12.55 -85.53
  • CNY Бирж 28.85 +-16.28
  • АЛРОСА ао 76.42 +-0.28
  • СевСт-ао 1873.8 +-1
  • ГАЗПРОМ ао 163 -0.89
  • ГМКНорНик 156.52 +-0.4
  • ЛУКОЙЛ 7872 +-13
  • НЛМК ао 230.98 +-0.32
  • Роснефть 581.85 +0
  • Сбербанк 309.21 -0.06
  • Сургнфгз 33.525 -0.05
  • Татнфт 3ао 718.8 +-3.6
  • USD ЦБ 91.78 92.01
  • EUR ЦБ 98.03 98.72
20 лет истории
Cобытия

Заводы уходят в тыл

Промышленность
Заводы уходят в тыл
Фото: С. Губский /ТАСС
В Москве, в районе Яузы стоит красивое кирпичное здание, похожее на готический замок и резко контрастирующее с окружающей застройкой. Это «Электрозавод» (известный также как МЭЛЗ) — производственный комплекс, который строился для размещения мощностей эвакуированного во время Первой мировой войны рижского завода «Проводник». «Электрозавод» — лишь одно из предприятий, вывезенных из Прибалтики и Польши в центральную Россию после начала немецкого наступления в 1915 г. После революции они сыграли свою роль в индустриализации, а некоторые работают до сих пор.

Массовая эвакуация предприятий во время Великой отечественной войны хорошо известна, заводы из западных регионов перевозили на Урал и в Поволжье, где они быстро восстанавливали производство. Куда менее известна эвакуация периода Первой мировой войны. Хотя тогда в центральную Россию были перевезены сотни производств из Риги и Варшавы.

Напомним, в дореволюционной России Варшава была третьим по величине городом, Лодзь и Рига занимали пятое и шестое место. Лодзь была захвачена германцем еще 6 декабря 1914 г., в первые месяцы войны, и эвакуацию там провести не удалось. Летом 1915 г. Германия перешла в решительное наступление на Восточном фронте. Русская армия отступала под натиском противника, оставив Польшу, а затем Литву, Курляндию и часть западной Белоруссии. Рига оказалась прифронтовым городом.

Члены военно-технического комитета при Всероссийском городском союзе писали министру торговли и промышленности Всеволоду Шаховскому: «Совершенно недопустимым является дальнейшее сохранение в таких местностях, как Рига, Варшава и т. п., крупных предприятий обрабатывающей промышленности, которые готовят предметы военного снаряжения или так или иначе с этим делом связаны. Необходимо поэтому спешное принятие правительством решительных мер к переносу таких предприятий в более благоприятную обстановку глубокого тыла».

Императорское правительство и командование армии отреагировали на угрозу, и приступили к эвакуации вглубь России стратегически важных предприятий. Всего было вывезено около пятисот заводов и фабрик, большинство из Риги, поскольку она была расположена дальше к востоку и, соответственно, имелось время для подготовки. Но и из Варшавы удалось эвакуировать почти сотню предприятий. И сегодня по всему бывшему СССР раскиданы многочисленные «переселенцы» 1915 г.

Так, «Электрозавод» был ведущим предприятием Советского Союза в области электротехники, «кузницей кадров». Его первым директором после возрождения в 20-е годы стал Николай Булганин — будущий глава правительства СССР. Не пропал «Электрозавод» и после 1991 г., сегодня он входит в холдинг ЭРСО, производящий энергетическое оборудование.

Варшавский чугунолитейный завод «Рудзского и К°», выпускавший во время войны снаряды, переместился в Екатеринослав, где в советское время стал частью Днепропетровского комбайнового завода, ныне закрытого. Из Варшавы переехали в Тверь предприятия «Урсус» и К. Мещанского, купившие местный заводик А. Зверинцева (ныне завод штампов им. 1 Мая, специализируется на стальном литье), модернизировав его под выпуск гранат.

Одним из первопроходцев автомобилестроения в России стал рижский Русско-Балтийский вагонный завод (марка «Руссо-Балт»). Он был вывезен в Москву и размещен в Филях. Нынешний завод им. Хруничева — гигант космической отрасли, является его наследником, пройдя долгий путь, выпуская то броневики, то самолеты.

В 1915 г. из Риги был эвакуирован в Москву завод «Мотор», производивший авиадвигатели «Калеп-80» и запчасти к моторам «Гном и Рон». Он стал одним из предков столичного НПЦ газотурбостроения «Салют» и самарского «ОДК-Кузнецов» — ведущих производителей воздушно-реактивных двигателей и ЖРД для ракет-носителей. Вагоностроительные мощности Русско-Балтийского завода были перенесены в Тверь на местный завод того же профиля, который сейчас успешно производит пассажирские вагоны.

Рижский дизельный завод «Фельзер» послужил основной для нынешнего нижегородского завода РУМО, выпускающего судовые дизели, компрессоры, насосы, котловые агрегаты и холодильное оборудование. В том же городе на Волге оказался проволочно-гвоздильный завод «Этна», ставший после 1917 г. «Красной Этной», сегодня это важный поставщик крепежа для автомобильной промышленности.

Рижские филиалы немецких оптических фирм «Карл Цейс» и «К. П. Гёрц» дали начало двум ведущим предприятиям оптики — Красногорскому механическому заводу и Новосибирскому приборостроительному. Русско-Балтийский электротехнический завод эвакуировали в Харьков, где он стал одним из крупнейших предприятий города уже как электромеханический завод. В 1941 г. его вывезли в Кемерово, где появился местный гигант — «Кузбассэлектромотор». Горьковский металлургический завод в Нижнем Новгороде, российский прокатчик специальных сталей, изначально возник в 1895 г. в Риге как акционерное общество по производству инструментов «Отто Эрбе».

Воронежский экскаваторный завод, существовавший до 2009 г., вел свою историю от основанного в 1870 г. в Риге машиностроительного, литейного и котельного завода «Рихард-Поле». К моменту эвакуации в технологическом отношении предприятие принадлежало к числу ведущих российских предприятий. Кстати, в том же Воронеже нынешний университет был создан в 1918 г. на базе Императорского Юрьевского университета, который был эвакуирован из Юрьева (ныне Тарту в Эстонии) в связи с угрозой германской интервенции. А в Ростове-на-Дону университет появился после эвакуации туда Императорского варшавского университета.

В соседний черноземный Курск, до того занимавшийся преимущественно переработкой сельхозсырья, вывезли Рижский завод сельскохозяйственных машин, принадлежащий Экономическому торгово-промышленному товариществу. Местные так и прозвали завод «латышским», ныне он — Станкостроительный. В Новороссийск вывезли из Ревеля (Таллина) судостроительный завод «Беккер и К», строивший для русского флота эсминцы. Отсюда и название улицы в Новороссийске — Ревельская. Позднее он стал заводом «Красный двигатель», а теперь превращен в контейнерный терминал.

Новую жизнь благодаря латвийским предприятиям получил город Рыбинск. Туда был эвакуирован вагоностроительный завод «Феникс», крупнейший в империи производитель железнодорожных вагонов (в советское время он стал заводом полиграфических машин, сейчас литейно-механический), механический завод акционерного общества «Рессора» (сейчас судостроительный завод «Вымпел»), а из города Двинска (ныне Даугавпилс) тогда Витебской губернии — кожевенный завод акционерного общества братьев Грилихес (сейчас — Рыбинский кожевенный завод). Кроме того, из Виндавы (ныне Вентспилс) в Рыбинск эвакуировали реальное училище и женскую гимназию, а из Кокенгаузена (Кокнесе) — химико-древесный завод акционерного общества «Дитерих и Штраух».

Так что не только латышские стрелки переехали в Россию в ходе Первой мировой войны из Курляндии и Лифляндии. Рига, по сути, являлась до 1914 г. не только важнейшим портом, но и центром машиностроения империи. Ее промышленное наследие, вывезенное на восток, сыграло важную роль в индустриализации страны уже в советское время.

«Эксперт» продолжает цикл авторских публикаций об истории российской промышленности. Некоторые изложенные в этих заметках факты имеют лишь косвенное подтверждение, и если у читателей есть другое видение исторических событий, об этом можно написать в редакцию на адрес expert@expert.ru.

Материалы по теме:
Промышленность, 26 апр 14:35
На создание «национальных чемпионов» в российском АПК необходимо $22 млрд
Промышленность, 21 апр 15:00
Почему потребкооперация не смогла стать реальной экономической силой
Промышленность, 19 апр 16:14
В сельском хозяйстве растут себестоимость продукции и дефицит семян
Куда привели советские каналы
Свежие материалы
Социальное партнерство с искусственным интеллектом
Общество,
Как нейросети привлекают к решению общественных задач
Рынок акций встречает Первомай красным
Финансы,
Восходящий тренд Индекса Мосбиржи не закончен
«Финансист», Теодор Драйзер
Книги,
Финансы и свобода