Десять школ стратегического менеджмента

Как планировать стресс

Стратегический менеджмент — неотъемлемый, хотя порой и интуитивный, источник энергии быстрого роста компании, казалось бы, противоречащий умению смотреть далеко. Мы выделили три группы инструментов планирования, которые активно используют южные «газели», — кадры, маркетинг и инвестиции

МестоКомпанияОбъем реализации (млн руб.)Прибыль до налогообложения (млн руб.)Чистая прибыль (млн руб.)
Школа дизайна Стремление к достижению соответствия внутренних и внешних возможностей компании. Основной инструмент планирования развития — SWOT-анализ
Школа планирования Стратегия представляет собой комплекс субстратегий второго порядка, например, во внешней среде — товарной и ценообразования, во внутренней — снижения издержек, инвестиционной деятельности, мотивационные программы и т.?п.
Школа позиционирования Для каждой отрасли реализуется свой набор имеющихся стратегий, который зависит от вида производства, конкурентной среды и т.п.
Школа власти Борьба за власть и сферы влияния как на микро- (переговоры между формальными и профессиональными структурами — подразделениями, профсоюзами и т.?п.), так и на макроуровне (с клиентами и контрагентами, представителями власти и регулирующих структур и т.?п.)
Школа предпринимательства Базируется на личности руководителя-стратега, который выполняет три роли: основателя, собственника-управляющего, инноватора
Когнитивная школа База стратегии — всесторонняя информация, её полнота и способ получения или обмена между персоналом. Руководитель, получая информацию из внешнего мира и от сотрудников, осмысливает и трансформирует её в план действий
Школа обучения Организация представляет собой пространство, в котором сотрудники сами создают реальность и учатся её изменять. Ключевым понятием и конкурентным преимуществом является компетенция — способность организовывать процессы, которые в другой среде трудновоспроизводимы
Школа культуры Культура корпорации является уникальным ресурсом, а коллектив — носителем ценностей и убеждений, поэтому основная цель компании — сохранять целостность и преданность коллектива
Школа внешней среды Стратегия компании определяется рядом факторов — конкурентной средой, институциональным и общественным мнением. Компания выполняет роль пассивного игрока, который адаптируется к существующим условиям
Школа конфигурации Основной фактор влияния на стратегию развития — технологический процесс, при котором цель руководства — поддержание стабильности и управление трансформацией в переходный период
Источник:

А. В. Барсукова. Механизм формирования эффективной стратегии поведения предприятия в трансформационной экономике. Дис. канд. экон. наук, 2003