Мат за 5 секунд

21 июня 2007, 00:00

В столице Калмыкии завершился шахматный турнир претендентов на мировую корону, украшением которого стал матч между двумя ведущими компьютерами

Впервые встрече шахматных компьютерных программ был обеспечен патронат Международной федерации и ее президента Кирсана Илюмжинова. Матч состоял из шести партий, проходивших в режиме "быстрых шахмат": на каждый ход отводилось 5 секунд, продолжительность партии была ограничена - не более часа. Призовой фонд составлял 100 тыс. долларов.

Банк сорвал Deep Junior, детище израильских программистов Амира Бана и Шая Бушинского. Со счетом 4:2 он взял верх над шахматной программой по имени Deep Fritz, которая является совместным произведением голландца Франса Морсха и немца Матиаса Файста.

При этом "Фриц" - более известная в шахматном мире машина. Именно с этим роботом сражался и был побежден абсолютный чемпион мира Владимир Крамник. В послужном же списке "Джуниора" числится победа на неофициальном чемпионате мира среди компьютеров, состоявшемся в прошлом году. Впрочем, в Элисту Бушинский и Бан привезли совершенно новый шахматный симулятор.

Эксперты отдавали предпочтение "Джуниору" еще до старта. В израильской машине 16 процессоров, за секунду она рассматривает 25 млн возможных вариантов и способна видеть на 24 полухода вперед. У восьмипроцессорного "Фрица" и расчет вариантов почти в два раза хуже - около 12 млн в секунду, и дальновидность не та - 20 полуходов. Возможно, техническое превосходство искусственного разума Deep Junior и выразилось в итоговом счете. Израильская машина сумела дожать соперника в условиях крайнего дефицита времени в третьей партии. А в четвертой игравший белыми "Фриц", имея небольшое преимущество, допустил на 33-м ходу ошибку, на которую способен скорее "белковый" шахматист, чем механический (см. диаграмму).

Безусловно, никакой искусственный интеллект не способен заменить человеческий ум. И все же шахматный чемпионат мира среди компьютеров имеет неплохие перспективы. Ведь число претендентов не ограничивается "Джуниором" и "Фрицем". Так, уже по ходу матча к организаторам обратились создатели шахматной программы "Рыбка", которая пользуется большой популярностью у сильнейших гроссмейстеров и которая в чемпионате мира среди ЭВМ заняла 2-3-е место. Похоже, "Рыбка" готова вызвать "Джуниора" на очередной матч.

Кроме того, поклонникам шахмат всегда будет интересно наблюдать противостояние сильнейших гроссмейстеров и умных машин. Опыт проведения подобных встреч уже есть - с компьютерами играли чемпионы мира разных лет Гарри Каспаров, Анатолий Карпов и Владимир Крамник. Когда-то люди легко переигрывали первые шахматные симуляторы - советские программы "Каисса" и "Пионер". Но наука движется вперед семимильными шагами, и теперь преимущество явно на стороне машин.

И дело тут не в том, что ученые смогли создать искусственный интеллект, который умнее человека. Просто человек и машина находятся в разных условиях. Компьютер не знает усталости, мгновенно считает варианты развития событий на доске, может пользоваться во время игры многочисленными справочниками, заложенными в программу. Однако у человека есть собственные козыри - хитрость, смекалка, которые пока невозможно привить железному гроссмейстеру.

Белковый против Механического

Пять самых известных шахматных матчей человека против компьютера

1996 Гарри Каспаров / Deep Blue (США)

4:2

1997 Гарри Каспаров / Deep Blue (США)

2,5:3,5

2002 Владимир Крамник / Deep Fritz (Германия)

4:4

2003 Гарри Каспаров / Deep Junior (Израиль)      

3:3

2006 Владимир Крамник / Deep Fritz (Германия)

2:4