Таукитяне и другие соседи

Тренды
Москва, 29.10.2009
«Русский репортер» №41 (120)
Еще четверть века назад Марсы и Юпитеры в других звездных системах всерьез занимали только фантастов. Открытие экзопланет разом изменило картину мира, заставив астрономов и космические агентства пересмотреть свои планы

В 1960 году американский астрофизик с почти пиратским именем Фрэнк Дрейк вывел формулу, позволяющую подсчитать, сколько неосвоенных земель нас окружает, — имелись в виду все планеты Галактики, похожие на нашу, заселенные кем-нибудь разумным и теоретически готовые к контакту.

Правда, в уравнении Дрейка были одни неизвестные — от доли звезд, имеющих планеты, до среднего времени жизни технической цивилизации. А главная неприятность заключалась в том, что ни одной планеты за пределами Солнечной системы в те времена еще не открыли.

Первые две экзопланеты, как их принято называть, обнаружили в 1992 году, и с тех пор открытия шли потоком. Разглядеть что-нибудь в телескоп (или на снимке с телескопа) не удается почти никогда. Сколько весит планета, каких она размеров и сколько там длится год, узнают по «подергиваниям» и «потемнениям» звезды, вокруг которой она вращается.

Будь Дрейк жив, результаты его, вероятно, только расстроили бы. Все четыреста с лишним — плохие кандидаты на роль ко­лыбели цивилизации. Шансы экзопланеты попасться на глаза астрономам тем больше, чем она массивней и ближе к своей звезде. Поэтому львиную долю списка составляют горячие газовые гиганты с плотностью пенопласта, где всем известным формам жизни, а тем более раз­умным, делать нечего. Первое тело, мало-мальски схожее с Землей (оно всего в 1,9 раза тяжелее), нашли полгода назад, и это исключение.

NASA подготовило было серьезный сценарий поисков со специальным космическим телескопом в главной роли. Его целями должны были стать ближайшие звезды, в том числе альфа Центавра и тау Кита (где, согласно классику, совсем неподходящие условия: нет атмосферы и душно). Но в 2007 году из-за нехватки денег программу Terrestrial Planet Finder («Искатель планет земного типа») решили отложить на неопределенный срок. Нащупать почву под ногами зеленых человечков нам пока не светит, но зато на небе уже есть четыре сотни точек, куда тыкать пальцем приятней, чем в пустоту.

№41 (120) 29 октября 2009