Фильмы

27 сентября 2012, 00:00
Иллюстрация: Эксперт Online

После Люсии

Мишель Франко

Мнение

Идеальный ад

В прокат выходит «После Люсии» мексиканца Мишеля Франко — победитель программы «Особый взгляд» последнего Каннского фестиваля.

Вручая приз молодому режиссеру, председатель жюри Тим Рот сказал, что никогда еще не видел в кино столь виртуозного описания ада. «После Люсии» и впрямь производит впечатление. Причина, как обычно, не в сюжете, хотя он не лишен напускной эффектности, а в способе подачи материала.

Сюжет такой: после гибели матери — той самой Люсии — ее муж и дочь пытаются начать новую жизнь в другом городе, но оказываются в еще большем тупике. Папа уходит в себя, а дочка, стараясь завести новых друзей, становится жертвой изощренной школьной травли, но молча терпит все унижения, чтобы еще больше не травмировать и без того травмированного отца. Когда количество ада достигает критической массы, происходит очередной взрыв — и очередной спуск вглубь бездны.

Шоковый эффект от этого фильма противоположен его холодной, бесстрастной форме — медицинско-хирургической интонации, с которой режиссер рассказывает о повседневном насилии и обыкновенном зле. Франко явно хорошо знаком с работами того же Ханеке и ставит зрителя в похожую ситуацию — превращает его в свидетеля невыносимой жестокости, который хочет, но никак не может повлиять на происходящее, отчего особенно тяжко.

Впрочем, до Ханеке, никогда не бьющего зрителя просто так, молодому мексиканцу еще очень далеко. Первый фильм Франко, «Дэниель и Анна», был основан на реальных событиях и отстраненно фиксировал отношения брата и сестры, отпрысков богатой мексиканской семьи, которых похитили и под угрозой смерти заставили заняться сексом перед камерой, а потом отпустили на волю, но запись так и не отдали. Тоже ад, но только, как и в «После Люсии», чересчур уж безупречный и самодостаточный, чтобы испытать настоящий шок и трепет.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Петля времени

Райан Джонсон

Близкое будущее. Некая корпорация избавляется от неугодных людей, забрасывая их в прошлое и стирая таким образом из реальности. В нашем времени их встречают специально обученные киллеры, задача которых — пристрелить клиента и избавиться от тела. Система дает сбой, когда один из киллеров, распаковав очередную посылку, обнаруживает в ней… самого себя из будущего. Супербоевик с концептуальным сюжетом от режиссера отличного фильма «Кирпич», ставшего классикой современного нуара.

Отчуждение собственности

Хесус Маганья Васкес

В темном подвале Норма случайно обнаруживает старый магнитофон с записью ее разговора с незнакомцем. Вскоре она встречает Эверио, они рассказывают друг другу о своей жизни, и текст, записанный на пленку, мистическим образом слово в слово совпадает с их диалогами… Экранизация культовой мексиканской новеллы 60-х годов, написанной в жанре, близком к магическому реализму. Очень условное, театрализованное кино с отличными актерами, хорошим саундтреком и легким приветом «дизайнерским» фильмам Альмодовара.

Орда

Андрей Прошкин

XIV век, татаро-монгольское иго. Ханшу Тайдулу сражает недуг, с которым не способен справиться ни один местный целитель. Тогда к ней вызывают «московского колдуна» — митрополита Алексия, который сам не знает, на что подписывается… Масштабное полотно, детально воспроизводящее быт и атмосферу татаро-монгольского ханства. Автор сценария — классик Юрий Арабов, знаменитый своим сотрудничеством с Александром Сокуровым и уже не первый раз задающийся «проклятыми вопросами» о непостижимом пути и природе России.

Присутствие великолепия

Ферзан Озпетек

Пьетро хочет стать актером и ради этого переезжает в Рим. Вскоре в его доме начинают происходить странные вещи: мебель и другие предметы двигаются сами по себе, а жизнь вокруг превращается в странный спектакль. Герой уверен, что в квартире поселились призраки, и сам начинает перевоплощаться в различных персонажей. Буффонадная итальянская комедия о парадоксах актерской профессии и человеческой природы, которые не сильно отличаются друг от друга.